А был ли Кинг Конг?

На этот вопрос можно отвечать по­разному. Для кого­то Кинг Конг ­ вымышленный персонаж из знаменитого кинофильма, кому­то он напоминает истории про таинственного «снежного человека», в реальность которого верит. А палеоантропологи не сомневаются: огромные приматы некогда и в самом деле населяли Землю, но они вымерли примерно 100000 лет назад.

Собственно, вот почти и все, что известно сегодня о гигантопитеках. Так назвали доисторических приматов, чьи окаменелые останки впервые были обнаружены в 1935 году немецким палеонтологом Густавом фон Кенигсвальдом (Gustav von Koenigswald).

Он нашел в Гонконге три зуба, втрое превосходивших размерами зубы горилл, самых крупных из ныне живущих приматов. К концу 1930­х удалось найти еще три таких же необычных зуба, а во второй половине 1950­х – и нижнюю челюсть. Сегодня в распоряжении ученых почти тысяча зубов, обломки челю-стей и даже бедренная кость гигантопитека. Ископаемые останки позволяют утверждать: они принадлежали весьма крупным существам, чей рост пред-положительно достигал трех­четырех метров, а вес колебался в пределах 300 – 500 кг.

Сказать точнее сложно, как нет уверенности и в том, чем питались эти существа. Одни ученые считают, что гигантопитеки довольствовались вегета-рианской пищей, другие уточняют: она состояла исключительно из бамбука. Есть доводы и в пользу мясной диеты: в пещерах, где находили останки огромных приматов, обнаружены также многочисленные кости животных, которые не смогли бы самостоятельно добраться до гористой местности, и можно предположить, что они стали добычей гигантопитеков. Но палеоантропологи принимают во внимание и то, что следы этих приматов нередко встречаются в одних геологических слоях с останками древних людей. Практически нет сомнений, что гигантопитеки сосуществовали с Homo erectus, то есть предками современного человека, сами же они эволюционно связаны с гориллами.

Что послужило причиной исчезновения гигантских приматов примерно 100000 лет назад? Стали ли они добычей древних людей, уже использо-вавших, в отличие от гигантопитеков, примитивные орудия, а потому более «продвинутых» и подвижных? Неизвестно. Ответ попыталась найти международная группа ученых из Центра эволюции человека и палеоэкологии имени Зенкенберга при Тюбингенском университете и Зенкен-бергского музея естественной истории близ Франкфурта­на­Майне. Отчет об этой работе опубликован в последнем за 2015 год выпуске науч-ного журнала Quaternary International. Главный вывод исследователей: гигантские приматы вымерли, потому что не сумели адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Профессор Эрве Бокеренс (Herve Bocherens) из Тюбингенского университета и его коллеги, используя современный арсенал науки, заново изучили имеющиеся артефакты. Особое внимание они уделили тщательному анализу зубной эмали сохранившихся окаменелостей, что помогло получить более четкое представление о диете гигантопитеков. Ответив на этот вопрос, уверены авторы исследования, можно понять причину исчезновения приматов. Предки современных горилл, заключили ученые, обитали в лесных массивах, где и находили пропитание. Судя по зубной эмали, гиганто-питеки обходились растительной пищей, но вовсе не бамбуком, как принято считать. В силу огромных размеров они нуждались в большом количестве еды, между тем кормовая база к концу плейстоцена стала истощаться: изменившиеся экологические условия сокращали площадь лесных массивов, увеличивая пространство саванны, где гигантопитеки уже не находили достаточно пищи.

Гориллы как менее крупные существа сумели приспособиться к меняющимся условиям, чего не смогли сделать их более крупные родственники. Как раз большие размеры помешали гигантопитекам адаптироваться к новым условиям, что и привело к их вымиранию примерно 100 тысяч лет назад. Такова последняя версия исчезновения Кинг Конга. Но, как отмечают сами авторы исследования, это лишь гипотеза, подкрепленная но-вейшими данными. Она по­прежнему не уточняет вес или рост гигантских приматов. На этот вопрос смогут ответить разве что новые находки палеоантропологов.