Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Коммунальное ужесточение

Закончится ли битва между недоплатами и недоуслугами?

Ирена ТАТОНОВА

Нынешний год богат на неприятные коммунальные решения. Мы об этом уже говорили. И вот они уже с нами, эти ЖКУ, – Жесткие Коммунальные Условия.

Одно из ужесточений – очень высокие штрафы для должников. Конечно, мы не призываем не платить за потребленные услуги. В мире нет ничего бесплатного. Но злостные неплательщики навели коммунальщиков на мысль применять более суровые меры для погашения долгов.

По подсчетам специалистов, более 20 процентов граждан опаздывают с платежами. Вот для них и будут ужесточены правила. Штрафы через определенный промежуток времени после накопления долгов станут напоминать нам по размеру банковские проценты. Аккуратным же плательщикам предполагается предоставлять месяц без штрафов ­ ну, всякие случаи бывают.

По моему мнению, для коммунальщиков тоже стоило бы предложить ужесточение неких правил. Ведь они тоже не всегда должным образом выполня-ют взятые на себя обязательства. Хотя в последнее время, конечно, ведут себя не столь раскованно, как еще пару­тройку лет назад.

Еще одно ужесточение коснется тех, кто так и не установил у себя дома приборы учета горячей и холодной воды. В нынешнем году вступают в силу повышающие коэффициенты к нормативу. Насколько мы поняли, с января плата по нормативу должна вырасти в три раза, а с июля вообще в пять. В Минстрое обещают, что плата будет расти до тех пор, пока счетчики не установят все поголовно. А это, по подсчетам специалистов, примерно 30 процентов населения. Такие нормы должны быть утверждены уже до конца января.

Постоянно освещая тему установки приборов учета воды, сталкиваюсь с разночтениями в комментариях специалистов, аналитиков и сообщениях потребителей. Недавно коллега рассказала, что ей, не имеющей в квартире приборов учета воды, в какой­то из летних месяцев начислили 16 тысяч рублей, тогда как средняя плата за ЖКУ у нее колебалась всегда в районе 3 тысяч рублей. На вопрос ­ откуда такая сумма, ей ответили: все дело в том, что некоторые владельцы квартир со счетчиками не подавали летом данные приборов учета. А вода­то все равно расходуется, общедомовой прибор это фиксирует, и кто­то должен за нее платить. Вот тебе раз! А почему народ не подавал данные? Разъехался на лето? Как тогда может расхо-доваться много воды?

Такой расклад может опять поколебать тех, кто все же решил устанавливать счетчики. Ведь что получается. Значит, установлю я счетчик и могу не подавать данных, чтобы не платить какое­то время? Это выгодно, особенно сейчас, когда инфляция приличная, рубли дешевеют. А если все поставят приборы учета и не будут данные подавать, то кто платить станет?

С другой стороны: есть те, кто специально не устанавливает счетчики, потому что им экономически выгодно платить по нынешнему нормативу. Это когда в квартире прописан один или два человека, а фактически проживает гораздо больше народа. Тогда, по словам специалистов, управляющие компании могут раскидать перерасход на владельцев счетчиков, оформив эти деньги как плату за общедомовые нужды. И опять вопрос: для чего мне устанавливать счетчик, если все равно сверх зафиксированных сумм придется платить за чьи­то нарушения?

­ Действительно, ситуация менялась в течение определенного времени, ­ высказывает «МП» свое мнение по поводу данной коммунальной проблемы юрист, специалист в области защиты прав потребителей Мария Свиридова. – Все зависело, я считаю, от нормативных документов на данный период и от их трактовки теми или иными специалистами. Управляющие компании часто неучтенные квартирными счетчиками излишки переводили в обще-домовые нужды и разбрасывали их между жильцами.

Насколько я знаю, сейчас у управляющих компаний есть право разбрасывать такой расход воды на квартиры без счетчиков по количеству реально проживающих там людей. Но ходить выяснять, кто и в каком количестве проживает в той или иной квартире, дело хлопотное. Поэтому иногда, при большом расходе ресурса, коммунальщики разбрасывают его по владельцам счетчиков, опять как общедомовые нужды. Но расход воды на эти нужды – минимальный, это надо знать. Поэтому, если вы знаете, что в квартире без счетчиков проживают при одном прописанном 5 ­ 10 постояльцев, надо обращаться в управляющую компанию. Если она бездействует, а счета у вас растут, на ваш взгляд, необоснованно, то жалуйтесь участковому и в другие инстанции.

Думается, вопросов у потребителей будет возникать еще много. При том что, на мой взгляд, во взаимоотношениях между коммунальщиками и потре-бителями существует определенное противостояние, основанное на финансовом вопросе. Каждая из сторон пытается добиться снижения собствен-ных трат.

Для коммунальщиков это ничего личного, только бизнес. А он у нас зачастую строится пока на формуле «Поменьше вложить, побольше взять».

Что касается потребителя, то, по данным Росстата, тарифы на ЖКУ в стране в прошлом году выросли в среднем более чем на 10 процентов. Вроде бы и не так много, но вкупе с ростом стоимости лекарств (практически на четверть по сравнению с 2014 годом), а также ценами на продукты питания расходы граждан выглядят теперь очень весомо.

Есть аналитики, которые считают: чтобы народ стал организованнее платить за коммуналку, тарифы необходимо как минимум стагнировать, если не снизить. Тем более в нашем климате, когда шесть­семь месяцев в году невозможно жить без отопления и горячей воды. Никак на этом не сэкономишь без вреда для здоровья.

Но этот год вроде бы принес нам и хорошую коммунальную новость ­ отдельной строкой станут вписывать в платежки вывоз мусора. Причем это бу-дут не дополнительные средства, а те, что вычленят из строки «Содержание и ремонт». Дескать, некоторые семьи даже смогут сэкономить, потому что предполагается, что эти суммы начислят не по метражу квартиры, а по количеству зарегистрированных. Если вас мало в большой квартире, то выгода очевидна.

К тому же, считают авторы идеи, региональные операторы, которые будут заниматься теперь этим вопросом, смогут работать дешевле и качествен-нее. Не станут завышать тарифы и сбрасывать отходы в ближайший овраг из экономии средств.

­ Здесь может быть выгода для потребителя – не платить за вывоз мусора во время отъезда, ­ комментирует нам новшество Мария Свиридова. – Однако, по моему мнению, определенная централизация в этой сфере может отрицательно сказаться на малом бизнесе, на маленьких компаниях, которые потеряют коммунальный рынок и рабочие места. Ведь маленькие компании иногда не могут даже чисто технически участвовать в конкурсе. Однако то, что они маленькие, вовсе не означает, что они плохие. Да, они не могут взять на себя весь район, но на своем маленьком участке работают без нареканий. Что касается свалок в оврагах из экономии, то здесь, на мой взгляд, скорее нужен контроль соответствующих органов, нежели цен-трализация.

Так что в коммунальных нововведениях нам по­прежнему видятся как положительные моменты, так и отрицательные. Сомнения возникают как у неко-торых потребителей, так и у некоторых экспертов.

Одно очевидно: тарифы ежегодно подрастают. Качество же услуг иногда хромает. В новогодние каникулы по стране случилось несколько комму-нальных аварий. Не то чтобы апокалипсических, но весьма неприятных и нервных. Кто­то оказался временно без отопления и горячей воды в мороз, кто­то ­ без газа. Неужели здесь тоже мы, потребители, виноваты?

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта