Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Кому бежать за грунтом?

В игре в "космические вышибалы" пока не ясно, чья возьмет

Екатерина ГОЛОВИНА

Не успели мы очухаться от чудес думских выборов и сказок Дедушки Мороза, как благодарным российским мозгам подкинули еще одну. Аккурат после новогодних каникул выяснилось, что в последней космической неудаче России виноваты некие темные силы, которые кого не надо злобно гнетут, а кого надо совсем наоборот. Так что сразу очень захотелось понять, что за страшные монстры ополчились в юбилейный год на нашу родную космонавтику.

На днях глава Роскосмоса Владимир Поповкин полупрозрачно намекнул, что вполне возможно, в последних неудачах России в области космических проектов виноваты вовсе не отечественные инженеры, а некое намеренное внешнее воздействие: "Непонятны частые сбои с нашими аппаратами в тот период, когда они летят над теневой для России стороной Земли, там, где мы не видим аппарат и не принимаем с него телеметрию. Не хочется никого обвинять, но сегодня есть очень мощные средства воздействия на космические аппараты, возможности применения которых нельзя исключать".

Понятно, что речь в первую очередь идет о последнем нашем проекте - неудачном запуске "Фобос-грунта", так и не взявшего земельки с марсианского спутника. Однако что за нехорошие дядьки превратили многолетний труд множества специалистов в откровенный мусор (который, кстати, должен просыпаться на Землю в эти выходные), из сказанного так ясно и не стало.

Да и с вопросом "зачем?" - одни вопросы. Если конкуренты по "транспортному цеху" решили очернить имидж России на рынке космических перевозок, так полет транспортников проходит по совсем другой схеме и отслеживается с земли от начала и до конца. Если конкуренты по аналогичной программе, так таковых вроде бы и не наблюдается - за грунтом в космос аппарат посылать решили только мы, ну еще и Китай с Европой, которые принимали непосредственное участие в снаряжении экспедиции. Вроде бы остаются неназванными наши заклятые друзья в виде США (а у кого еще остаются боевые лазеры? Только у них), так над территорией Америки аппарат к моменту сбоя пролететь и не успел. Да и смысл? Подмочить имидж России? Он и так подмочен уже дальше некуда... В общем, странные какие-то темные силы. Если не сказать - неадекватные.

Рассеять мглу над непонятностью мы попросили нашего постоянного эксперта, историка науки Сергея Александрова.

- Ну, во-первых, хочу заступиться за Поповкина, - сказал эксперт. - Приведенная версия была озвучена им как один из возможных вариантов неудачи с "Фобосом", он на ней, так сказать, не зацикливался. А во-вторых, я, пожалуй, с ней соглашусь. Вернее, так: 99,9% вины за произошедшее лежит, по моему мнению, на организаторах так называемой перестройки, приведшей нашу индустрию к тому, что она из себя представляет сейчас. И 0,01% - на том, что аппарату могли действительно помешать долететь до цели. И тут, естественно, возникает вопрос, кто и зачем? Если внимательно посмотреть на то, как развиваются последние десятилетия космические программы в мире, создастся ощущение, что люди у власти не совсем понимают, зачем нужна космонавтика. В то же время ее долго превозносили как вершину технологического развития, и люди привыкли к вполне разумной мысли, что рано и поздно нам нужно расширять ареал обитания. Но как и на чем, пока не совсем понятно. Посмотрите, что было в Америке. В 2004 году Буш возродил к жизни лунную программу, сказав: хватит летать около Земли, нужно лететь к Луне и Марсу, давайте сделаем новые корабли. Одобрил программу по разработке техсредств, которые решили бы эту проблему. Но в 2010-м Обама эту лавочку прикрыл, потому что создали в результате тот же "Аполлон" - чуть усовершенствованный, сильно усложненный и страшно подорожавший. Не случайно формулировка для закрытия была "из-за отсутствия технической новизны". Но совсем закрывать космические исследования было бы скандалом, поэтому что-то там сейчас теплится, а параллельно идут тонкие политические игры на предмет, как бы этому делу помешать.

Мешать, по мнению ученого, следует не только своим, но и чужим - чтобы идея о бессмысленности возни с этими непонятными и страшно дорогими игрушками овладела, так сказать, миром. Мешать можно как упомянутыми мощными лазерами, влияющими на выход из строя всех электронных систем, так и просто по радиоканалам, благо почти на всех подобных аппаратах часть программ закладывается уже прямо в полете. Причем, похоже, в эти космические вышибалы играется отнюдь не одна сторона: буквально в декабре пропадала связь с двумя американскими спутниками, начавшими вдруг как-то подозрительно крутиться на своих орбитах. Периодически выходят из строя китайские агрегаты, про наши в прошлом году и говорить не стоит... Понятно, что за штрафным от "судей" дело не станет:

- Уже пришло сообщение о грядущей в конце месяца межведомственной комиссии, уже грозят уволить старшее руководство, - объясняет Сергей Александров. - Кое-кого, по моему мнению, было бы и неплохо уволить, но проблема в том, что молодых им на смену просто нет. Да, можно понабирать очередных "эффективных менеджеров", хотя практика и показывает, что толку от них нет. Но вот талантливых конструкторов, а тем более генерального конструктора мощи Королева, десятилетиями работавшего на идею, взять просто неоткуда. Потому что их давно уже у нас не делают (те, что есть, либо уже не умеют, либо уже не хотят из-за отсутствия стимула). А "купить" у европейцев или американцев - никаких денег не хватит, потому что у них такие тоже наперечет и за них держатся зубами и когтями. И потом, можно наскрести на зарплату десятку инженеров, но нужны-то тысячи! И не только инженеры. Проблема в том, что нужно восстанавливать школу, а восстанавливать уже скоро будет некому. Да и желания такого у руководства страны явно не прослеживается. Потому что оно не понимает, зачем. Вообще, сейчас повторяется ситуация с освоением Крайнего Севера: пока туда ломились энтузиасты за экзотикой, деньги на исследования приходилось собирать с шапкой. Но когда руководство страны поняло, что там, помимо экзотики, есть золото, никель и масса других матценностей, все вмиг завертелось - появились ледоколы, полярные станции, научные исследования и т .д. Поэтому надо, чтобы космонавтика превратилась наконец из малопонятной игрушки в отрасль класса А.

И тут, как считает эксперт, могут сгодиться как минимум две идеи. Все та же идея с перенаселенностью планеты и необходимостью экспансии вовне. И мысль о том, что мы давно уже живем в выгребной яме:

- Всем уже понятно, что на Земле производство экологически чистым не может быть в принципе, потому как у нас есть атмосфера. А вот на Луне ее нет, и складировать там отходы производства человечества вполне реально. Причем я имею в виду не столько мусор (хотя и его тоже), сколько то, что его создает, - промышленность. Уже подсчитано, что около 90% расходов энергии на Земле приходится на то, что создает средства производства. Уберите на Луну хотя бы металлургию - экологическая нагрузка на Землю сразу уменьшится в три раза. А если убрать не только ее? А если не убирать ничего? Вот в этом случае жизни нам на планете осталось лет 40 - 50 максимум, так как при сохранении нынешних темпов производства к этому времени объем всех необходимых средств на экологию будет превышать суммарно ВВП всех стран мира. Чем не стимул взяться за космонавтику?

Да и над освоением Красной планеты подумать не мешает. "Фобос"-то помимо того, что почву со спутника тырить собирался, еще ведь должен был "прощупать" околомарсианскую трассу на предмет человеческого путешествия - магнитные поля померить, посмотреть, что будет с живыми культурами, летевшими на борту, и т. д. Кстати, похоже, на живых-то какую-то надежду питает даже бессовестная Америка:

- Сейчас основные исследования на МКС связаны с биологией, медициной, космическими технологиями и - чуть меньше - физикой ближнего космоса, - объясняет Сергей Александров. - То есть тем, что может пригодится при полетах на другие планеты. И недавно американцы вдруг заинтересовались возможностью испытания на МКС фрагментов новой космической техники и разных надувных отсеков, технологией перекачки топлива, искусственной тяжестью... Иными словами, там явно есть силы, которые мыслят такими масштабами. Да и у нас они есть. Вопрос только, чья возьмет.

Ну, чья возьмет, действительно "будем посмотреть" - 40 лет на это у нас есть. А пока можно развлечься новогодним гаданием (со старым Новым годом вас, граждане!) из серии "на кого бог пошлет" - в ближайшие выходные ожидается падение останков железного исследователя на так и не отпустившую его от себя Землю.

***

Живой архив

Новый полет на Северный полюс

ЛЕНИНГРАД, 13.

Начаты подготовительные работы предстоящего полета на Северный полюс при участии советских ученых. Полет на Северный полюс, организуемый итальянским географическим обществом, будет совершен под руководством генерала Нобиле на только что выстроенном итальянском дирижабле "№4".

Дирижабль этот такого же типа, что и "Норвегия", на котором был совершен первый полет Нобиле, с той лишь разницей, что объем его несколько больше. Объем дирижабля "№4" 18,5 тыс. куб. метров, мощность 750 лошадиных сил, скорость 113 км в час.

В полете примут участие 26 человек, в том числе трое ленинградских ученых. Базой экспедиции является Ленинград. Полет предполагается совершить в конце апреля. Вопрос о маршруте окончательно не установлен. Имеются два варианта. Дирижабль полетит из Италии в Ленинград, а оттуда через Мурманск на Северный полюс и обратно в Ленинград. Другой вариант предполагает через полюс на Аляску. На Северном полюсе дирижабль пробудет несколько дней.

"Рабочая Москва" (ныне "Московская правда"), 14 января 1928 года.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта