Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Киргизский гамбит

Игорь СМИРНОВ

О предварительных итогах референдума, проведенного в Киргизии в воскресенье, мы говорим с экс-председателем центризбиркома республики Кларой Кабировой.

- Клара Саматовна, известно, что на этапе подготовки референдума вы, как и ряд других киргизских политиков, активно высказывались против этого шага временного правительства. Не могли бы вы пояснить свою позицию?

- Для начала отмечу, что термин «правительство» в отношении кабинета Розы Отунбаевой стоит применять с существенными оговорками. Группа людей, захватившая власть в стране после бегства Курманбека Бакиева, не может считаться законным правительством без прохождения обязательных правовых процедур, принятых во всем цивилизованном мире. В частности, была проигнорирована такая важная мера, как одобрение парламентом. Режим Бакиева существенно пошатнул конституционные основы республики, но, увы, пришедшие ему на смену люди продолжили этот процесс. Роспуск конституционного суда, например, стал беспрецедентным шагом, окончательно разрушившим надежды на легитимизацию новой власти.

Собственно говоря, именно конституционный суд должен был утверждать результаты всенародного голосования. Теперь, в его отсутствие, это делается авторитарными методами, что, несомненно, является очень опасной тенденцией. Предвидя такое развитие событий, многие киргизские политики призывали отложить проведение референдума, созвать парламент и провести «работу над ошибками» - легитимизировать временное правительство с учетом интересов всех слоев киргизского общества. К тому же более актуальным было погашение конфликта на юге страны, в условиях которого проведение референдума выглядит необоснованным. Как можно нормально провести столь сложную и ответственную процедуру, как всенародное волеизъявление, когда льется кровь?

- И тем не менее референдум состоялся. Уже в понедельник утром эксперты и наблюдатели заговорили о его предварительных итогах. При этом отмечаются два важных факта: высокая явка и практически безоговорочная поддержка мер, предложенных правительством Розы Отунбаевой. Как вы прокомментируете это?

- Быстрота, с которой делаются выводы, настораживает меня как человека, профессионально занимавшегося поддержкой демократических процессов в стране. Допускаю возможность того, что явка избирателей действительно была высока. Общество устало от неопределенности, люди хотят мира, хотят жить в нормальной стране. Но 70% избирателей, явившихся на участки, - цифра, заставляющая сомневаться. Тем более что многие международные наблюдатели отказались от участия в референдуме из соображений безопасности. Здравые силы в Кыргызстане не раз высказывали мнение о том, что методы проведения референдума нельзя назвать демократическими. Уж очень широкие возможности для фальсификаций и получения нужного результата были у организаторов. Упрощение процедур, возможность голосовать без документов, игнорирование существенной части избирателей ставят итоги референдума под сомнение. Так, когда я занимала пост председателя ЦИК Кыргызстана, в стране насчитывалось 2,7 млн. зарегистрированных избирателей. Теперь же озвучена цифра в 2,3 млн. Этот факт заставляет серьезно сомневаться в результатах референдума, каковы бы они ни были.

- И все-таки мировое сообщество, независимые наблюдатели признали референдум состоявшимся. Многие считают, что ради стабилизации ситуации в республике можно закрыть глаза на ряд недочетов...

- Конечно, «худой мир лучше доброй ссоры» и мировое сообщество на многие действия временного правительства смотрит сквозь пальцы, ожидая конкретных результатов по сглаживанию противоречий и достижению стабильности во внутренней политике. Но, как отметил в своем комментарии на заседании «Большой двадцатки» Дмитрий Медведев, вопросов после референдума стало больше. Президент России высказал справедливое опасение, что переход к парламентской республике может привести к дальнейшей дестабилизации, борьбе группировок и даже к выходу на политическую сцену экстремистских сил. Это очень верное наблюдение. Киргизия довольно давно является объектом интереса самых различных внешних сил, в том числе и заинтересованных в разрушении киргизской государственности. Это обусловлено геополитическим положением страны, занимающей ключевое положение в самом центре стратегически важного для всего мира региона. Любое ослабление государственной власти очень опасно, оно играет на руку экстремистам всех мастей. Мы же знаем, что временное правительство не только отменило все действующие законы, но даже упразднило такой важнейший институт, как конституционный суд. В наступившей атмосфере правового нигилизма сразу же вспыхнул межнациональный конфликт на юге. Можно ли исключать возможность повторения подобных конфликтов? К сожалению, пока не могу положительно ответить на этот вопрос.

- Итоги референдума еще не подведены, однако уже сейчас временное правительство заявляет о своей легитимизации и начале строительства новой киргизской государственности. Может ли это означать действительный переход к установлению стабильности в стране?

- Мне, как и всем моим соотечественникам, очень хочется, чтобы в Киргизии наконец воцарились мир, порядок и законность. Многие киргизские политики, в том числе и находящиеся в оппозиции к нынешней власти, долго держали паузу, не вмешивались в происходящее, чтобы не мешать правительству Отунбаевой. Но оно так и не оправдало наших ожиданий. Конституция, парламент и все законы страны были заменены изданием декретов правительства. Зачастую это противоречащие друг другу документы, многие из которых призваны лоббировать интересы отдельных группировок, близких новому правительству. Что мы видим сейчас? По заявлениям Розы Отунбаевой, все члены правительства - лидеры партий покинут свои посты. Параллельно эти же люди составят некий новый орган, который заменит собой парламент и будет заниматься изданием декретов. Это беспрецедентное решение, вызывающее серьезные вопросы у независимых экспертов. Есть риск, что силы, пришедшие к власти в апреле, таким образом стремятся сохранить монополию на власть под вывеской парламентской республики. В таком случае возможностей для объективного отражения политических взглядов общества и пропорционального представительства партий в правительстве станет меньше. А это до боли напоминает то, что строил вокруг себя Курманбек Бакиев.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта