Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Инструкторская одиссея

Кирилл ГРИЩЕНКОВ

К началу лета в Москве традиционно открывается сезон обучения вождению. Горожане заполняют места в автошколах, у частных инструкторов нет отбоя от клиентов. Однако каждый, кто учился управлять автомобилем, знает: толковых преподавателей в столице не так уж много. Высокая конкуренция не сильно влияет на качество их услуг, и чтобы найти подходящего инструктора, начинающему автолюбителю нередко приходится попотеть.

Казалось бы, желающих обучать горожан вождению сегодня пруд пруди. Объявления от инструкторов о наборе учеников можно найти буквально на любом фонарном столбе - что уж говорить о всемогущем интернете. Молодые и старые, на русских колымагах и на дорогих иномарках, с ручной и с автоматической коробкой передач... Выбирай не хочу, знай только деньги плати. И вот именно такой логикой руководствуется большинство выпускников автошкол, желающих наконец-то пуститься в свободное плавание по дорогам нашей необъятной родины. Дескать, крутить руль и жать на педали меня поднатаскали, правила и знаки показали, теперь пора учиться ездить. По-настоящему. В городе. Ибо, как известно, тех часов, что предусмотрены в автошколе, на отработку езды по улицам катастрофически не хватает. Поэтому, получив заветные права, люди устремляются в объятия частных инструкторов... И нередко попадают в болото безобразного непрофессионализма.

Признаться, автор этих строк и понятия не имел, какие трудности встречаются на пути у будущих московских автомобилистов. И никогда не поверил бы в интернетовские байки, если бы мой хороший друг не поведал мне о своей ученической одиссее. С детства «болевший» машинами, он наконец сумел скопить денег на старенькую «Вольво», честно отходил положенное число раз в автошколу, отпыхтел со школьным преподавателем на площадке, получил права и решил окунуться в гущу городских магистралей.

- Первый мой инструктор поначалу мне очень понравился, - говорил он мне. - Я нашел его по объявлению в интернете. Тогда я еще не понимал, по каким критериям оценивать качество преподавания, и был в восторге. В первый же день он спросил меня: управлять машиной можешь? Я начал объяснять - вот, так и так, в автошколе учился. А он мне - понятно, на газ жать можешь, садись за руль. Сел, поехали, вырулили на Третье кольцо и практически все полтора часа гоняли на скорости 80 километров в час по полупустым трассам. У меня, естественно, восторг, эйфория даже.

Как же, я уже на первом занятии так быстро езжу, я практически профессиональный водитель. Но точно в таком же духе мы занимались и во второй, и в третий раз... Но однажды, съехав с очередной магистрали на обычную улицу, мы попали в типичный московский транспортный поток. И тут я понял, что не умею попросту ни-че-го. На следующем занятии я настоял на том, чтобы мы начали учиться в нормальных городских условиях. И оказалось, что мой преподаватель не собирается мне ничего объяснять. Все полтора часа он разговаривал по телефону, время от времени лениво показывая пальцем, куда ехать дальше. Возможно, такое экстремальное обучение «с полным погружением» и может пойти на пользу, но явно не полному новичку. Что ж, пришлось искать другого инструктора.

Второй преподаватель был более адекватен и по крайней мере указывал мне на мои ошибки. Однако у него была одна маленькая, но существенная для меня слабость: человек очень любил поспать. Проблема заключалась в том, что я учился водить перед работой, а это значило, что занятие должно было начинаться в восемь утра. Инструктор-«сова» выдержал обучение в таком режиме только два раза. На третий он позвонил мне без пятнадцати восемь (когда я уже ждал его) и заспанным голосом сообщил мне, что «у него ну никак сегодня не получается, давайте завтра». Я по глупости поверил. Но на следующее занятие он тоже не явился. Когда я позвонил ему сам, он точно так же сонно, как и в прошлый раз, сказал, что стоит в пробке и не знает, когда доберется. Это был, конечно, последний наш разговор.

Третий инструктор с самого начала мне заявил, что он - сторонник широкой географии поездок, и мы будем кататься в самых разных частях города. Мне показалось это интересным, и я согласился. Но закончилось все опять-таки уже на втором занятии. Ибо оказалось, что у этого человека ученик работает в качестве личного шофера. Иначе говоря, я возил своего инструктора по его делам, а потом еще и ждал его по пятнадцать-двадцать минут. В первый раз я был слишком занят дорогой, чтобы понять, что меня просто используют за мои же деньги, а вот второй урок закончился на середине, когда мне были выданы очередные «координаты».

Инструктор номер четыре, проехав со мной пару километров, заявил, что я ничего не умею и он будет учить меня, как надо ездить. Мы заехали в какой-то спальный район, в стороне от оживленных дорог, и там стали «отрабатывать базовые навыки». Отработка состояла в том, что мы проезжали одинаковые перекрестки, крутились по однотипным дорогам, и преподаватель каждый раз говорил мне, что у меня «все не так». На вопрос: «А в чем проблема?» он отвечал: «Все проблемы в голове. Думайте, смотрите, старайтесь». И все. Ни совета, ни подсказки. Общение с этим так называемым учителем я прекратил, когда в конце одного из уроков перекинулся парой слов с другой его ученицей - у нее как раз после меня начиналось занятие. Она успела мне сказать, что откатала уже три десятка (!) занятий без какой-либо пользы для себя и ищет себе другого инструктора: «Надо делать ноги».

...К счастью, все закончилось хорошо. Через знакомых я вышел на инструктора, который - наконец-то! - оказался адекватным человеком и хорошим педагогом. Бывший профессиональный гонщик, он быстро и понятно объяснил мне мои ошибки и помог мне их исправить. И всего через несколько занятий я уже достаточно уверенно ездил по городу. Сейчас я корю себя только за то, что не отказывался от учебы с предыдущими инструкторами после первых же проблем.

Резюмируем: чтобы выбрать инструктора, нужно обращать внимание на следующие моменты. Он должен объяснять, по какому принципу будет вас обучать; указывать вам на ваши ошибки - спокойно, столько раз, сколько нужно; пояснять, почему в данной ситуации нужно поступить так, а не иначе; сообщать вам, в чем вы добились успеха, а над чем еще нужно поработать. В процессе занятия инструктор должен заниматься только вами - не ходить за пивом, не звонить друзьям, не решать личные вопросы. Кстати, неплохо, если он имеет профессиональное отношение к автомобильному миру. Но самое главное в процессе выбора инструктора - это психологическая готовность к сложностям. Множество людей не меняют плохих инструкторов, потому что стесняются им перечить, не решаются оспорить их «профессиональные» действия. Но ведь качественное обучение - залог безопасности на дороге: вашей и других водителей. К тому же вы платите инструктору деньги, и зачастую не маленькие. Так что не нужно колебаться или испытывать нерешительность в таких вопросах. Может, тогда плохих учителей станет меньше, а хороших водителей - больше. К тому же общение с инструкторами - тоже хороший практикум - подготовка к стрессам, которые ждут вас на московских дорогах.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта