Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Дешевле только дома

Российские власти начнут бороться с недорогими путевками?

Роман КОРОЛЕВ

Глава Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Олег Сафонов заявил, что власти собираются противостоять демпингу в отрасли, так как продажа необоснованно дешевых путевок угрожает стабильности на всем туристическом рынке. Простых россиян такое заявление скорее обеспокоило: направлений для отдыха по доступным ценам и так осталось очень немного, так неужели российское государство собирается бороться за то, чтобы путевки становились еще дороже?

Как заявил Олег Сафонов в ходе совещания по обеспечению прав туристов в сезоне 2016 года, конкуренция на отраслевом рынке должна быть здоровой, чтобы ценовая политика отдельных компаний не привела к повторению ситуации 2014 года. Напомним, тогда целый ряд российских турфирм заявил о банкротстве и не смог выполнить оплаченные обязательства перед клиентами. Десяткам тысяч россиян не удалось из-за этого вылететь на отдых, некоторые даже застряли за рубежом и не вернулись вовремя домой. По словам Сафонова, к такой ситуации привело необоснованное занижение цен турфирмами. Сейчас в этой области удалось добиться стабильности, и главное – не допустить возникновения новых финансовых пирамид. «Совместно с Роспотребнадзором, авиационными властями, объединением «Турпомощь» мы будем анализировать обстановку и хотим построить системную работу в интересах наших туристов», - приводит слова Олега Сафонова пресс-служба Ростуризма.

На базе ассоциации «Турпомощь» уже действует проект «Турбарометр», который еженедельно представляет информацию о ценовой политике крупнейших турфирм на ключевых направлениях. Большинство туроператоров работают примерно в одном ценовом диапазоне, иногда бывают акции или спецпредложения, которые действуют краткосрочно (на такие ситуации «Турпомощь» реагировать не будет). Если же цена билета на протяжении долгого времени остается ниже, чем у конкурентов, «Турпомощь» направит коллегам письмо с требованием объясниться. Если выяснится, что в данном случае имел место демпинг, организация обратится в компетентные органы.

- Проблема демпинга в туриндустрии существовала всегда: и сейчас, и до кризиса, - рассказала «МП» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Демпингом занимается подавляющее большинство туроператоров. Может быть, тем операторам, которые продают дорогие эксклюзивные туры, это неинтересно, но обычные турфирмы, которые ориентируются на рядового потребителя, всегда занимаются демпингом. Такие компании выкупают заранее блоками места на самолетах и в гостиницах, а если деньги уже потрачены заранее, их нужно как можно быстрее отбить. Очень трудно, практически невозможно, отделить те ситуации, когда компания действительно демпингует (то есть, сбрасывает цену, для того чтобы захватить часть рынка), и те, когда она уже агонизирует, то есть стоит на грани банкротства, как это массово происходило в 2014-м, и пытается хоть как-то спасти положение. Крайне проблематично отследить и сам факт демпинга - в турфирме вам всегда ответят: «Да, у нас такие цены, потому что у нас эксклюзивные договоренности с гостиницами или авиакомпаниями». Если турфирма крупная, то авиакомпания у нее может быть собственная, а значит, цены на билеты она может устанавливать, какие ей вздумается, хоть ниже себестоимости. И с точки зрения туриста демпинг – это хорошо. Массовый потребитель всегда будет выбирать самую дешевую из путевок, и при этом люди не очень понимают, что при такой цене они обязательно столкнутся с какими-то проблемами (будет номер без кондиционера, ржавый экскурсионный автобус, все, что угодно). Курорты не любят туристов, купивших демпинговую путевку, так как понимают, что такой клиент не заинтересован ни в каких дополнительных услугах (посещении экскурсий, спа-салонов и т. д.), ему хочется отдохнуть максимально дешево. Для бизнеса демпинг плох, потому что обесценивает усилия нормальных, ответственных туроператоров, но с точки зрения рядового потребителя смысла в этой борьбе нет, и он всегда будет выбирать антидемпинговую путевку. Наконец, у нас в стране вообще нет никакого демпингового законодательства, и уж тем более никаких полномочий для того, чтобы заниматься такой борьбой, не существует у Ростуризма. На каких законных основаниях они собираются этим заниматься, неясно.

Хотя демпинг действительно существовал в индустрии всегда, в том числе и в благополучные годы, нельзя не заметить, что в последнее время ситуация на рынке серьезно изменилась из-за кризиса и напряженной политической обстановки. О тех безрадостных перспективах, которые ждут россиян, планирующих свой летний отдых, «МП» уже писала в апреле. Закрылись два самых популярных у россиян и дешевых туристических направления – Турция и Египет, курорты Крыма и Кубани этим летом могут оказаться переполнены.

По данным того же Российского союза туриндустрии, только 15% россиян летом 2016 года выедут на отдых за пределы своего региона. Причина очень простая – банальная нехватка средств на поездки за границу или даже за пределы своего региона. Так действительно ли низкие цены на путевки в такой обстановке являются демпингом, или просто туристические компании поубавили аппетиты, чтобы привлечь как можно больше клиентов? Как объясняют эксперты, сам по себе факт демпинга определить и доказать крайне тяжело.

- Слушать это просто смешно, - высказал «МП» свою точку зрения глава Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. – Жалобы от чиновника на слишком низкую стоимость туристических путевок выглядят не как забота о потребителе, а как очередная попытка использовать государственный ресурс в конкурентной борьбе. Ни разу не возникало такой ситуации, чтобы потребитель обратился к нам с жалобой на слишком низкую цену туристической путевки. Это нонсенс. Да, бывают жалобы в связи с тем, что человеку некачественно оказали услуги по путевке, потребитель потом это решает в судебном порядке. А проблемы демпинга на рынке туриндустрии просто не существует в реальности.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта