Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Это вы можете

6500 километров по белой мгле прошли наши полярники в познавательных целях

Андрей ФЕДОРОВ

В конце февраля корреспондент «МП» проводил в арктическую экспедицию нашего известного полярника - путешественника, исследователя и испытателя вездеходной техники Владимира Чукова с товарищами. В начале июня вернувшиеся из многомесячного похода странники рассказали, как все прошло.

Свои первые путешествия по Арктике и Антарктике Владимир Чуков начал еще в середине 1980-х. Сначала, как и многие, на лыжах, а потом - на вездеходах собственного производства. Помнится, во времена моего детства по телевизору раз, кажется, в месяц шла передача «Это вы можете». На нее приглашали со всей страны наших Кулибиных - изобретателей-самоучек. Порой простые мужики из какой-нибудь сибирской глубинки мастерили такие вещи, что академики и инженеры из всяких НИИ только головами качали.

Как-то один деревенский дядечка, простой рабочий животноводческой фермы, собрал трехколесный мотоцикл, на котором вместо обычных колес стояли большие камеры от грузовика. За счет низкого давления в камерах вездеход не проваливался в сугробы и мог даже плавать, если на ходовые камеры установить специальные небольшие лопасти. Плавал мотовездеход, конечно, не быстро, зато мог тащить за собой по реке в разлив целую лодку с людьми.

Вспомнил эту историю, потому что все последние экспедиции Чукова по северным землям проходят на вездеходах собственной конструкции, в основе которых лежит тот же принцип, что и у рабочего из давней передачи.

Итак, в конце февраля из Нового Уренгоя был дан старт арктическому путешествию «Великий Северный Путь-2016». Историко-географический экспедиционный проект был посвящен 400-летию Северного Морского пути. Пройдя за 68 ходовых дней 6500 километров по тундре, устьям Оби, Енисея и Лены, по припойным и дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана, экспедиция из шести человек (Владимир Чуков, Николай Никульшин, Евгений Поляков, Юрий Заруба, Иван Кокин и Валерий Нестеров) на двух вездеходах финишировали в городе Певек и в конце мая вернулись наконец домой.

Из дневника экспедиции

«17 марта вышли к устью реки в районе Шайтанского мыса. Идем тяжело. Глубокий рыхлый снег. Почти нулевая видимость. На ночлег остановились около часа ночи по местному времени. Значительно потеплело. Всего -18 и безветренно. Сегодня 14-й ходовой день. Подъем в 8.20. Видимость «0». Сыплет мелкая ледяная крошка. Земля и небо - одна сплошная белая мгла. От пребывания в таком молоке несколько дней подряд некоторые люди сходят с ума. Но у нас совсем другое настроение. Сегодня у Николая день рождения. Пережидаем непогоду. Приготовили к праздничному столу муксуна по специальному рецепту Нестерова. Мороженая рыба строгается ломтями, солится, посыпается мелко нарезанным луком и поливается лимонным соком – салат из мороженой рыбы готов. Язык проглотишь.

К 10 утра погода стала налаживаться, видны очертания мыса Шайтанского. Начинаем движение. Вышли на лед Енисейского залива. Скорость 6 - 8 км в час. Прошли устье реки Глубокой.

14.50. Головная машина проваливается в наледь. Оперативно оттаскиваем прицепы с продовольствием и топливом. Потом вытаскиваем буксировочным тросом саму машину. Из снаряжения ничего не утонуло. Даже не намокло. Никто не паникует. Все знают, что делать в такой ситуации. Второй машине повезло больше, она обогнула ледяную ловушку левее метров на 20 к берегу. Такие «поганки» образуются на реках и в море оттого, что паковой лед от ветра и течения ломается, и большие льдины расходятся на некоторое друг от друга расстояние. Потом открытая вода подергивается ледком и запорашивается снегом. Рядом будешь стоять на льду толщиной в полтора метра, а сделаешь пару шагов в сторону - и провалишься в воду.

И это не единственные сюрпризы в Арктике. В гористой местности очень опасны нависающие снежные карнизы, которые могут обрушиться на голову путешественнику, даже если рядом с таким карнизом громко разговаривать или крикнуть. Или занесенные снегом трещины. В такую трещину может провалиться целая собачья упряжка и даже вездеход. Такие опасные места отмечают специальными знаками. Но предсказать все погодные нюансы в этих широтах невозможно.

До 21 часа двигались по Крестовскому проливу. Засмотрелись на мигающие маяки и ввалились в очередную «поганку». Час ушел на спасработы. На ночевку встали только в 23 часа».

Конечно, описать в одной газетной статье все 68 дней арктической экспедиции невозможно. Привел полностью только один день, потому что он больше всего отражает будни чуковских полярников.

- А с хозяином арктического побережья - белым медведем встречались? - спрашиваю Владимира Чукова.

- Была одна встреча, уже ближе к концу путешествия. Мишка шел по льду к берегу. Довольно крупный самец. Пересекал нам дорогу. Мы остановились, достали фото и видеоаппаратуру. Мишка тоже остановился и довольно долго нам позировал. Потом каждый пошел своей дорогой. Обычно тот, кто путешествует по Арктике пешком, на лыжах или собачьих упряжках, берет с собой на такие случаи оружие или отпугивающие армейские взрыв-пакеты. Мы не берем. Сам вездеход является для нас защитой. Проникнуть в него ни один медведь не сможет. Но вообще местные медведи на людей не обращают внимания. Разве что ближе к лету, когда рыбу и нерпу в освободившемся ото льда океане они поймать не могут, приближаются к жилью. Бездомные собаки - их любимая еда.

- А как с интересными находками, были?

- Ну, Гиперборею, которая, как считают, находилась там и прекратила свое существование из-за резко меняющегося климата, не обнаружили. Хотя на территории Якутии находят стволы окаменелых растений и деревьев, которые могли произрастать только в теплом климате. Также доказано, что хребты Ломоносова и Менделеева, которые сегодня скрыты под водой, ранее возвышались над уровнем моря на сотни метров. Безусловно, современная Арктика таит в себе немало загадок, возможно, таяние льдов со временем откроет нам многие тайны, которые сейчас скрыты под толщей вечной мерзлоты. Что касается находок, то одну - в Хатынском заливе моря Лаптевых - все же сделали. На мысе Бакса обнаружили три полуразрушенных креста. Установили их, судя по всему, более 200 лет назад - таблички, на которых уже не читались ни имена, ни даты, были прибиты к основанию креста не металлическими гвоздями, а костями каких-то животных. Судя по установленным крестам, это были православные люди, возможно, охотники-промысловики. Ну а по поводу аномальных зон… Да вся Арктика - сплошная аномальная зона из-за постоянно возникающих в атмосфере магнитных бурь, которые нарушают радиосвязь.

- Какая самая большая проблема была в путешествии?

- Практически полное отсутствие авиасообщения с Большой Землей. Например, в Певеке – финишной точке экспедиции - нам пришлось просидеть две недели в ожидании рейса на Москву. Потому что самолеты в нее летают только два раза в месяц! Сейчас проще улететь сначала в Анкоридж, а оттуда уже в Москву. Да и цена на авиабилет кусается – 45 тысяч рублей!

- Выполнила ли ваша экспедиция поставленные задачи и почему финиш был в Певеке, а не в Магадане, как изначально задумывалось?

- Все поставленные задачи мы выполнили. Проверили работу спутниковой аппаратуры ГЛОНАСС; некоторые усовершенствованные узлы на вездеходах (в проекте - наладить их серийный выпуск именно для круглогодичной работы в Арктике); было у нас и множество встреч с жителями полярных поселков и городов – пообщались с обитателями Тикси, Певека и других, менее крупных населенных пунктов. Рассказывали о своей экспедиции, о русских первопроходцах. Видно было, что многим - особенно школьникам – было интересно узнать что-то новое о своем красивом, но очень суровом крае. Также наносили на карту памятные знаки, встреченные на пути, - чаще всего это были кресты или большие камни, установленные в память о жертвах ГУЛАГа. Ну, а закончили маршрут в Певеке из-за неожиданной оттпели и наступившего за ней половодья. На воде наши вездеходы хоть и держатся, но вот плавать их мы пока еще не научили.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта