Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Плата за проезд

Водителей заставят раскошелиться на слежку за собой?

Роман КОРОЛЕВ

Российских водителей большегрузного транспорта обяжут перейти с аналоговых тахографов (прибор, используемый для регистрации скорости и контроля за режимом труда и отдыха водителя) на цифровые до 1 июля 2016 года. Автомобилисты уверены, что никакой необходимости в этом нет, замена приборов влетит им в копеечку, а значит, приведет к общему удорожанию стоимости перевозок.

Оснащать тахографами, согласно российскому законодательству, обязаны все автобусы с числом мест более восьми и грузовые транспортные средства с разрешенной полной массой более 3,5 тонны. Тахографы обязательны и для всех автомобилей, осуществляющих международные грузопассажирские перевозки. Приборы эти бывают аналоговыми и цифровыми: первые, по мнению российских чиновников, не обеспечивают оптимальной защиты информации, не фиксируют историю перемещения автомобиля, соблюдение режимов отдыха и не передают данные о местонахождении машины. Сторонники замены аналоговых тахографов на цифровые полагают, что после этого число аварий в России существенно уменьшится, поскольку в случае ДТП максимально точные координаты благодаря пошаговой детализации движения автомобиля будут переданы на пульт скорой помощи, службы спасения и ГИБДД. Впрочем, стоит заметить, что передавать максимально точные координаты аварий экстренным службам у нас точно также собираются и при помощи системы ЭРА-ГЛОНАСС.

В Европе обязательным давно уже стало использование цифровых тахографов, и о необходимости такого перехода чиновники давно говорили и в нашей стране. Согласно приказу Министерства транспорта РФ №348, были установлены конкретные сроки: все транспортные средства, отвечающие требованиям об установке тахографов, должны перейти на цифровые приборы в срок до 1 июля 2016 года. За несоблюдение приказа предусмотрены штрафы: от 1000 до 3000 рублей - для водителей, от 5000 до 10000 рублей – для должностных лиц.

По состоянию на конец 2015 года, согласно данным экспертного центра «Движение без опасности», цифровыми тахографами было оборудовано лишь 5 - 7% российских автомобилей. Грузоперевозчики не горят желанием тратиться на новые приборы: цена нового тахографа – от 30000 до 35000 рублей, не считая расходов на его установку и обслуживание. Сроки, за которые предлагается заменить приборы, тоже называют слишком жесткими. Чиновники, в свою очередь, утверждают, что хотя конкретных дат до конца прошлого года и не называлось, о необходимости переоборудования автомобилей было известно очень давно.

- Мы считаем этот приказ неправомерным, - высказал «МП» свою точку зрения председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. – У нас существует реестр тахографов, разрешенных к применению в России, созданный ФБУ «Росавтотранс». В него входят и цифровые, и аналоговые приборы. Ввезенные в РФ автомобили, оснащенные аналоговыми тахографами, прошли таможенный транспортный контроль. Никакой необходимости в замене этих аппаратов до конца срока их эксплуатации не существует. Ни я, ни другие члены профсоюза не понимаем, как может замена тахографов положительно отразиться на безопасности дорожного движения. На наш взгляд, это просто очередная коммерческая инициатива по взиманию денег с водителей. Напомню, что уже был прецедент, когда Росавтодор обязал коммерческого перевозчика в Магаданской области заменить все тахографы на принадлежащих ему транспортных средствах на цифровые. Арбитражный суд Магадана признал это требование неправомерным. Судебный прецедент уже создан, дальнейшее развитие событий мы отслеживаем.

Помимо покупки цифрового тахографа, водителям предлагается поддержать оте­чественного производителя и еще одним способом. Дело в том, что приборы эти подразделяются на два вида: европейские (соответствующие требованиям Международного соглашения ЕСТР) и отечественные с СКЗИ (средством криптографической защиты информации - проще говоря, с блоком криптозащиты, на который помещается и где хранится собранная информация). Защита информации, записанной тахографом, необходима, чтобы у водителя не возникало желания ее подредактировать, что несложно сделать с аналоговым устройством, на котором все данные хранятся на бумажном диске (тахокарте). Европейские тахографы при попытке их вскрыть просто ломаются. Тахографы с СКЗИ хранят всю информацию в зашифрованном виде, что исключает возможность для водителя ее исправить. Поскольку объем информации очень большой, блоки СКЗИ подлежат замене каждые три года. При покупке тахографа с блоком СКЗИ водителю придется получать лицензию ФСБ, согласно постановлению правительства РФ от 16.04.2012 №313 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств».

Цена тахографа с блоком СКЗИ составляет в среднем 30000 - 35000 рублей без учета расходов по монтажу и дополнительных деталей, его европейского аналога - 23000 рублей. При необходимости продать автомобиль, оборудованный тахографом с СКЗИ, или передать его в аренду собственник обязан демонтировать блок СКЗИ или тахограф целиком, с последующей его утилизацией. Может, хотя бы надежная защищенность от махинаций водителя оправдывает все эти дополнительные затраты? Но специалисты утверждают, что криптографический блок защищает от исправления только уже поступившую информацию. При этом ничто не мешает водителю обмануть аппарат при помощи, например, манипуляций с датчиком скорости, сигнал с которого поступает в тахограф. В европейских моделях датчик скорости также защищен от вмешательства. Согласно приказу Минтранса №273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами», использование тахографов с ЕСТР для перевозок исключительно по территории России легально до 1 января 2018 года. После этого водителю придется либо переходить на отечественный аналог, либо получать лицензию на право осуществлять международную перевозку грузов, которая тоже стоит денег.

- Отдельное возмущение вызывает то, что те 400000 водителей, которые уже купили для своих транспортных средств цифровые тахографы, фактически оснастили их ненадлежащими устройствами, - продолжил Александр Котов. - Недостаточно, чтобы тахограф был просто цифровым, он еще и должен быть оснащен блоком СКЗИ. Почему европейские машины могут ездить по территории РФ с тахографами без этого блока, а мы обязаны закупать отечественное «средство криптографической защиты»? Разве закон не должен быть одинаковым для всех? Стоимость такого устройства неадекватна – 8000 рублей, за эти деньги вообще-то можно купить небольшой телевизор. Блок СКЗИ в тахографе необходимо заменять раз в три года, после замены он должен два года храниться в помещении, схожем по требованиям к помещениям для хранения оружия. Через два года устройство нужно уничтожить. Конкретные требования к механизму уничтожения еще не опубликованы, но уже известно, что при этом должна присутствовать комиссия, в состав которой входит «человек с погонами». И я не вижу никакой потребности в этом безумном расточительстве!

Даже если необходимость перехода на цифровые тахографы действительно назрела, почему российскими властями выбирается для этого как обязательный довольно дорогостоящий и неудобный вариант этого прибора? Если чиновники говорят о необходимости соответствовать европейским стандартам перевозок, то почему нельзя использовать европейскую модель прибора? Все эти вопросы, увы, пока не получают ответа. Как и другие меры, увеличивающие расходы транспортных компаний (например, введение ПЛАТОНа и предложение разрешить региональным властям устанавливать плату за проезд по трассе, о котором «МП» писала в апреле), в конечном счете это может привести к удорожанию перевозок товаров и увеличению их стоимости, что очевидно является далеко не лучшей новостью для миллионов россиян в кризис.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта