Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Карта будет бита

Россиянам придется отказаться от пластиковых карт, а банкоматы начнут опознавать клиентов по голосу?

Роман КОРОЛЕВ

Глава Сбербанка Герман Греф заявил, что в ближайшие годы традиционные банковские карты могут уйти в прошлое. Клиента станут идентифицировать по изображению лица, рисунку ладони и тембру голоса. Эксперты возражают: такие технологии еще не развились до соответствующего уровня, чтобы обеспечивать надежную защиту россиян от мошенников.

Идентификация клиентов по голосу и внешности будет реализована Сбербанком в ближайшие два-три года, пообещал Греф. В перспективе это позволит отказаться от использования банковских карт, которые глава кредитного учреждения уже сейчас назвал анахронизмом. По его словам, в кредитно-финансовом учреждении уже разрабатываются инновационные решения вопросов безопасности, которые позволят довести точность идентификации до 99,9%. Ограниченное тестирование системы сейчас проводится в столице. Сбербанк закупает все больше банкоматов с функционалом идентификации клиента по отпечатку ладони, в ближайшие два года, как надеется руководство кредитной организации, технология станет массовой. Правда, Сбербанк предупреждает сразу: нигде за рубежом эта технология больше работать не будет. Точнее, будет, но только в таких же заграничных отделениях Сбербанка. И тут сразу возникает вопрос: если эта технология действительно такая прогрессивная, почему ни один из крупнейших зарубежных банков до сих пор не реализовал ее поддержку?

По словам Грефа, сейчас клиенты Сбербанка для полного сопровождения по карте должны обращаться в отделение банка, где карта была открыта. Этот процесс обеспечивает нужный уровень безопасности, но создает держателям карт определенные неудобства. Новые системы идентификации будут значительно удобнее для клиентов и защитят их от мошенников. Не придется никуда ездить, предъявлять документы - достаточно будет позвонить по телефону Сбербанка, чтобы система идентифицировала ваш голос для совершения операции.

Когда голосовая идентификация заработает, клиент сможет позвонить для совершения операции в банк с любого телефона в России или за рубежом, не раскрывая своей конфиденциальной информации (например, ответа на секретный вопрос), чтобы совершить операцию. Более того, система якобы будет настолько «умной», что сможет определять, когда человек звонит в банк не добровольно, а по принуждению. Случаи, когда, используя методы социальной инженерии, персональными данными клиентов старшей возрастной категории завладели мошенники, технология тоже сможет определять и отсеивать. Каким образом все это будет реализовано, не уточняется. Никак неясно, как быть людям, которых внезапно накрыла простуда, а то и ларингит или другие случаи изменения или потери голоса.

Новости о том, что высокие технологии дошли до такого уровня, пожалуй, покажутся почти всем россиянам, кроме самого руководства Сбербанка, неправдоподобными. Точность системы в 99,9% тоже не внушает особенного доверия. Даже если в одном случае из тысячи она будет давать сбой, когда речь заходит о денежных операциях, это кажется вполне достаточным, чтобы не спешить с ее внедрением. По мнению специалистов, для получения «голосового отпечатка», который будет использован для создания «слепка» голоса клиента, достаточно нескольких минут разговора, например, с оператором в колл-центре.

- Тембр голоса не является уникальным и надежным средством криптографической защиты человека, - высказал «МП» свою точку зрения известный «айтишник» Владимир Корватский. – Существуют очень много людей с похожими голосами. Есть пародисты или пранкеры, которым очень удачно удается подделывать чей-то голос. И если человек не может отличить подделку от настоящего голоса, то что уж тут говорить о машине?! Голос можно записать на диктофон, который сейчас есть в любом мобильном телефоне, потом позвонить в отделение Сбербанка и включить эту запись. Если диктофона в смартфоне недостаточно, то существуют высокоточные профессиональные устройства для записи голоса. А самое главное, что нигде в мире этого нет, никто больше такую технологию не использует. Я хочу иметь пластиковую карточку, с которой могу поехать за границу и там расплачиваться. А где я смогу голосовой системой идентификации этой пользоваться, кроме России? Вот есть идея национальной платежной системы «Мир» с процессинговым центром, расположенным внутри России, это понятно и удобно. И зачем в то же самое время предлагать отказ от пластиковых карт и переход на какую-то непонятную систему? Я думаю, что идея эта реализована не будет, и вижу в этом исключительно пиар-ход Сбербанка - ничего больше.

Банковские технологии действительно развиваются, появляются новые, бесконтактные технологии оплаты, но говорить о том, что на них в ближайшие годы может перейти вся страна, – это по меньшей мере неоправданный оптимизм. Многие из наших пожилых соотечественников до сих пор не освоились даже с пластиковыми картами и продолжают пользоваться сберегательными книжками, а теперь им предлагается перейти на гораздо более футуристичную технологию.

Все более совершенную технику параллельно развитию банковских технологий для кражи персональных данных используют и хакеры, и другие злоумышленники. Чтобы технологии идентификации по голосу могли войти в массовый обиход, они должны обеспечивать надежность совершения операции - хотя бы на уровне той, которая сейчас имеется у пластиковых карт, а до этого еще далеко. Что если база биометрических данных окажется взломана и персональная информация миллионов россиян попадет к преступникам?! Тембр голоса – это не PIN-код от карты: его не получится сменить, если информация попала в руки мошенника.

Технология распознавания клиента по внешности (например, по сетчатке глаза) выглядит более многообещающей в плане безопасности, чем распознавание голоса, но она все равно потребует личного присутствия человека и его поездки в банк (хотя, например, у офтальмологов есть серьезные сомнения в безопасности сканирования глаз). Тогда какой смысл отказываться от пластиковой карты и тратить огромные деньги на разработки, которые не прибавят удобства клиентам банков? Только представьте себе уровень затрат для замены всех банкоматов в тысячах отделений Сбербанка на биометрические!

И вообще: как стыкуется «идентификация по Грефу» с созданием Национальной системы платежных карт «Мир»? Напомним, что многофункциональные карты «Мир» должны заработать уже в следующем году: по ним можно будет расплачиваться в общественном транспорте и получать скидки в аптеках. Власти обещают, что система станет более популярной у россиян, чем уже имеющиеся карты «Тройка» и «Стрелка», которыми можно оплатить проезд в общественном транспорте в Москве и Московской области соответственно. Только создание Национальной платежной системы карт оценивается в сумму более трех миллиардов рублей - не считая расходов на внедрение. Если Герман Греф прав, и пластиковые карты - уже анахронизм, получается, что эти деньги выбрасываются на ветер?

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта