Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Приговор по бедности

Должников лишат помощи государства?

Роман КОРОЛЕВ

Людям, которые не выплачивают налоги, штрафы и алименты или не возмещают ущерб от совершенного преступления, запретят пользоваться госуслугами. Соответствующие поправки к закону «Об исполнительном производстве» были приняты во втором чтении Госдумой. Чиновники объясняют: мера эта вынужденная, так как долги россиян перед бюджетом достигли огромной суммы. Но несмотря на недостаток средств, деньги на чрезвычайно дорогостоящие и сомнительные проекты регулярно выделяются из казны.

Каких именно госуслуг лишат должника, до сих пор непонятно. Как известно, самыми популярными из них являются у нас запись к врачу, регистрация транспортного средства и получение загранпаспорта. Допустим, если без последних двух должник может и обойтись, то лишение его первой создает прямую угрозу человеческой жизни и здоровью.

- Подобные инициативы возникали и раньше, - напомнил «МП» ведущий юрисконсульт Центра правового обслуживания Алексей Караванский. - Например, было предложение от Минюста запретить должникам регистрировать транспортное средство и получать водительское удостоверение. Уже вступили в силу поправки о временном ограничении должников в праве на управление транспортным средством. Таким образом, это предложение относится к числу дополнительных мер, которые должны побудить должника оплатить имеющуюся задолженность. Но тут сразу возникает ряд вопросов. Прежде всего в доступе к каким именно госуслугам должника собираются ограничивать? Напомню, что у нас имеются платные (например, регистрация брака, получение загранпаспорта или водительского удостоверения) и бесплатные (запись к врачу, определение ребенка в детский сад, оформление пособий и т. д.) государственные услуги. В пользовании платными услугами должник и так вряд ли заинтересован, потому что денег у него как бы нет. Надеюсь, речь от отказе в пользовании бесплатным здравоохранением не идет, но даже если ограничить должника в праве записываться к врачу дистанционно, не будет ли это нарушением его конституционного права на медицинскую помощь? Создается двоякая ситуация. С одной стороны, запрещая человеку пользоваться платными услугами, государство лишает себя поступлений в бюджет, с другой, ограничивая его в бесплатных (например, в получении пособий), ухудшает его финансовое положение и не дает возможности расплатиться с долгами. До тех пор, пока не будет четко определено, о запрете пользования какими именно госуслугами идет речь, трудно говорить о целесообразности такого проекта. Мы в нашем Центре, с одной стороны, поддерживаем введение дополнительных мер, побуждающих должника к оплате задолженности, с другой, считаем, что для того, чтобы реализовать эту инициативу, прежде всего необходимо введение четкого перечня, в котором будет указано: должнику запрещено то-то, то-то и то-то.

Член комитета Госдумы по конституционному строительству Владимир Поневежский уже назвал ограничение доступа к госуслугам не совсем гуманной, но вынужденной и необходимой мерой. По словам депутата, россияне накопили огромные суммы долгов, и с этим совершенно необходимо что-то делать.

Введение подобных ограничений для должников постоянно предлагают и судебные приставы, например, недавно в стране ввели ограничение на пользование автомобилем, и эта норма работает. Эксперты, между тем, опасаются того, что перечень конкретных услуг не прописан в законопроекте специально - таким образом можно будет его сначала принять, а потом запрещать должникам все, что угодно.

Россияне действительно должны бюджету гигантскую сумму. За 2015 год у Федеральной службы судебных приставов накопилось 70 миллионов исполнительных производств в отношении 25 - 30 миллионов граждан. В начале 2015 года Владимир Путин сообщил, что общая задолженность наших соотечественников в сфере ЖКХ превысила 900 миллиардов рублей (при бюджете РФ на 2016 год в 16 триллионов). Конечно, с такой ситуацией необходимо что-то делать, но нельзя не заметить, что огромное количество россиян попали в эту финансовую кабалу не по собственному злому умыслу, а, например, потому, что кризис лишил их работы и средств к существованию.

Вот цифра куда более пугающая: по данным министра труда и соцзащиты Максима Топилина, за минувший год число россиян, живущих за чертой бедности, увеличилось на 3 миллиона человек и достигло к февралю 2016 года 19 миллионов. 60, а то и 70% из них – семьи с детьми, уточнил министр. И откуда все эти миллионы обездоленных людей возьмут деньги на оплату долга за ЖКХ, который у них мог накопиться до шестизначной суммы?

- Мое отношение к ограничению должников в праве пользоваться госуслугами безусловно негативное, - высказал «МП» свою точку зрения глава Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. – Действительно, у нас в стране существуют недобросовестные должники, которые отказываются погашать задолженности или оплачивать алименты, имея при этом вполне достаточный доход. На мой взгляд, это проблема неэффективной работы ФСПП, которая просто не хочет или не умеет разыскивать долги.

Принятием подобных репрессивных мер уравнены будут все должники – и недобросовестные, которые от уплаты долга уклоняются, и добросовестные, у которых денег действительно нет. При этом недобросовестных в нашей стране меньшинство, это сравнительно небольшой процент. Мне непонятно, каким образом человеку поможет быстрее расплатиться с долгами то, что его поражают в правах и еще сильнее ухудшают его финансовое положение, и без того незавидное. Это не повышает собираемость денег в бюджет и даже не способствует формированию у должников какой-то правовой культуры. Получается просто бессмысленное наказание человека.

Чиновники постоянно жалуются на недостаточную наполняемость государственной казны, но при этом в федеральном бюджете, несмотря на кризис, регулярно находятся деньги на чрезвычайно дорогостоящие и экстравагантные проекты. В 2013 году, например, 30 миллиардов рублей было потрачено на строительство моста на острове Русский во Владивостоке, меньше, чем через месяц из-за ошибок при строительстве мост начал разрушаться. Сама по себе необходимость в таком масштабном строительстве была крайне сомнительна, и сейчас по мосту практически никто не ездит. Возбуждено уголовное дело по факту растраты денег, предназначенных для строительства объектов на космодроме Восточный стоимостью около 300 миллиардов. Сейчас жителей Подмосковья собираются осчастливить скоростным кольцевым трамваем за 220 миллиардов рублей, который свяжет между собой 20 крупных городов Московской области (Химки, Одинцово, Подольск, Мытищи и т. д.). Протяженность маршрута составит 246 километров, приступить к строительству планируют в 2018 году. Подмосковные власти говорят, что строительство будет вестись в рамках государственно-частного партнерства, но какой будет доля государства в этом проекте и насколько эффективным окажется расходование средств, пока неизвестно. Чиновники уверяют: скоростной трамвай сократит для жителей области дорогу от дома до рабочего места с 2 часов до 35 минут, но никто не задается вопросом, зачем им вообще ездить на работу в соседние города? Среднестатистический житель Подольска с высокой вероятностью ездит на работу не в соседнее Раменское, а в Москву на электричке. Для тех, кому все-таки приходится добираться на работу именно в соседний город, существуют маршрутные такси. По приблизительным подсчетам жителей Подмосковья, вместо строительства кольцевого трамвая власти могли бы вернуть местным пенсионерам бесплатный проезд на 100 лет, и это выглядит куда более оправданной тратой.

Примеры можно множить. На днях, например, стало известно, что Минпромторг попросил выделить из бюджета 49 миллиардов рублей на празднование юбилея - 50-летия «АвтоВАЗа» (для сравнения, 80,36 миллиарда рублей будет потрачено в 2016 году на поддержку всех отечественных автозаводов). Празднование, по доброй русской традиции, планируется растянуть на целых 4 года – до 2020-го, когда уже можно будет начать отмечать 50-летие с момента создания автомобиля «ВАЗ-2101», «копейки». По замыслу чиновников, Тольятти через шесть лет должен полностью преобразиться и превратиться в настоящий город-сад. Надо признать, что для этого ему придется пройти очень долгий путь: по оценке Финансового университета при кабмине, в 2014 году Тольятти признали самым бедным городом РФ.

- Очень показательно, что большая часть этих расходов запланирована не на проведение самого праздника, а на строительство и ремонт разных объектов в Тольятти, - объяснил «МП» независимый автомобильный эксперт Сергей Асланян. – Дело в том, что «АвтоВАЗ» долгое время являлся градообразующим предприятием Тольятти. В 2007 году контрольный пакет «АвтоВАЗа» приобрела компания Renault-Nissan, непрофильные активы вернули обратно государству. В результате и детские сады, и стадионы, и автобусы в городе просто умерли. Данные соцопросов показывают, что Тольятти - худший город в России. Сейчас государство предпринимает попытку за счет федерального бюджета под видом празднования юбилея хоть как-то его реанимировать. Идея, с одной стороны, благая, потому что наше правительство решило проявить хоть какую-то социальную ответственность, с другой - совершенно безумная. Во-первых, «АвтоВАЗ» - это частное предприятие, принадлежащее иностранной корпорации. С какой стати 50 миллиардов бюджетных денег должны передаваться иностранному капиталу? Во-вторых, жителей Тольятти, конечно, жалко, но у нас в таком же или похожем состоянии находится огромное количество городов по России. У них было, допустим, градообразующее макаронное предприятие, потом оно закрылось, и город вместе с жителями погрузился на социальное дно. История у всех одинаковая, только на юбилей макаронной фабрики 50 миллиардов никто выделять не будет. Просто жителям Тольятти повезло, что у них был «АвтоВАЗ», а этим людям - нет.

Многим должникам тоже просто не повезло оказаться в той ситуации, когда у них нет денег расплатиться за коммунальные услуги. Так, может быть, этим людям тоже нужна поддержка, а не бессмысленное наказание?

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта