Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Виртуальная петля

И я по трубам, опять по трубам несусь домой по привычке

Екатерина ГОЛОВИНА

На фоне недавнего нашумевшего испытания двигателя для вакуумного поезда – нового амбициозного проекта создателя электромобиля Tesla Илона Маска – в России заговорили о том, что нам перевозить людей «пневмопочтой» тоже по силам.

В частности, появились сообщения о том, что РЖД и американская компания Hyperloop One, которая занимается разработкой чудо-поезда, еще несколько месяцев назад создали рабочую группу для обсуждения сотрудничества, а министр транспорта Максим Соколов и вовсе заявил, что еще два года назад ему показывали опытный экземпляр похожей разработки, созданной в питерском университете путей сообщения. Заменят ли пневмотрубы унылый плацкарт российских железных дорог - вопрос.

Что касается питерского аналога, то речь скорее всего идет о магнитоплане - поезде на магнитной подушке, от внедрения которого пока не отказались лишь Япония и Южная Корея. В остальных странах, где пытались запускать такие составы, технологию признали неоправданно дорогой. Hyperloop («Гиперпетля») - это немножко о другом. Это о капсулах, которые перемещаются по тоннелям с сильно заниженным давлением (речь идет практически о вакууме). В компании заявляют, что скользя по-над рельсами на воздушной подушке, которую обеспечит система компрессоров, такие поезда будут разгоняться до фантастической скорости 1200 километров в час (стабильно высокую скорость ему обеспечат специальные разгонные станции, которые установят по всему пути следования капсулы). При этом пассажирам не придется подстраиваться под расписание - «бобы» станут ездить чаще, чем в метро, - каждые несколько минут. В общем, никакой железнодорожной романтики: ни тебе жареных кур в фольге, ни станционных бабулек с носками и раками, ни родных березок за окошком и перестука колес под подушкой. Сел в Москве в капсулу, задраил люк, поглазел с полчасика в фейсбук – и ты уже в Питере.

Конечно, описанное Маском - пока не более чем эскиз, зарисовка на тему. Но энтузиастов проекта это не смущает: когда-то и денежная система PayPal, и электромобиль Tesla, и космические корабли SpaceX (все это раскручивал в свое время организаторский гений Илона Маска) были, говорят они, такими вот зарисовками. Не смущает их и то, что электромобили все еще являются дорогущей убыточной игрушкой, на которой далеко не уедешь, а вторичное использование ракет в SpaceX все еще невозможно. Дайте ему время, говорят они, вложите деньги, и все будет. Ну что ж, мир замер в ожидании.

А пока он ждет, Hyperloop One широко проанонсировала и с помпой провела публичное тестирование разгонных моторов для транспорта будущего. Правда, пока без труб и капсул. На полигоне неподалеку от Лас-Вегаса при большом стечении журналистов, инвесторов и специальных гостей на скорости более 160 километров в час по тестовому треку в пустыне Невады промчалась разгоняемая электромагнитами тележка. Трехметровые сани за секунду набрали скорость с нуля до сотни километров в час и после короткой поездки эффектно затормозили о песчаную подушку. Повторные испытания – уже с трубой и серьезной скоростью в 1100 км/час – обещаны в конце года.

Естественно, майский тест в Неваде всколыхнул заинтересованную общественность и в очередной раз разделил ее на два лагеря. Энтузиасты с упоением смаковали транспортные картинки недалекого будущего, а скептики традиционно генерировали вопросы, на большинство из которых ответа пока так и нет.

Например, общественность хотела бы знать, каким образом трубопровод избавят от такого явления, как имплозия. Анонсируется, что в замкнутом тоннеле будет практически вакуум. Снаружи – естественно, давление нормальное. Как сделать, чтобы трубу не сплющило, как в школьных опытах плющило жестяные банки, из которых выкачивали воздух? Сделать ее из какого-нибудь наипрочнейшего супер-пупер материала, способного выдерживать напор нашей атмосферы? Но наделение конструкции такой дополнительной прочностью неизменно повлечет капитальное удорожание проекта, а Маск заверял, что уложится в каких-то шесть миллиардов долларов. Есть предположение, что стальная труба Маска будет держать давление только за счет идеально круглой формы. Но все идеальное, как известно, легко превращается в свою противоположность. Так и здесь: малейшая вмятина – и стенки тоннеля схлопнутся, расплющивая бедолаг, оказавшихся в неправильное время в неправильном месте.

Отсюда другой вопрос – вопрос безопасности. Как быть с авариями (все когда-нибудь ломается), террористами (они тоже физику знают), землетрясениями? Как содержать многокилометровое вакуумное хозяйство в идеальном порядке, отслеживая герметичность на всем протяжении длиннющей трассы?

- А вот нет ответов на эти вопросы, - разочаровал «МП» историк науки Сергей Александров. – И нигде в сопроводительной документации к Hyperloop я этих ответов пока не видел. Такое ощущение, что команда Маска про аварии просто забыла. Я, конечно, понимаю, что позитивное мышление сворачивает горы, но разработка проекта такого масштаба и сложности – это, знаете ли, не тот случай, когда можно надеяться на авось. Да, можно следить за давлением в барокамере или в какой-нибудь пневмопочте, но как делать это на трассе Лос-Анджелес – Сан-Франциско?

Эти города упомянуты не просто так. Именно их Маск планирует соединить чудо-трубой. И здесь кроется еще один вопросик. «Гиперпетля» должна стать трассой между двумя крупными городами, пройдя через множество других. Как следствие – перенос существующих построек, выплата компенсаций их владельцам, согласование строительства с кучей муниципалитетов и массой экологических контор, тонны бумаг, миллионные иски, бесконечные судебные заседания… И все это - в рамках все тех же шести миллиардов, которые, как известно, хорошо бы еще и «отбить»?!

- Вообще экономическая вменяемость самой идеи – это, наверное, один из главных вопросов, которые возникают при ознакомлении с проектом, - соглашается с «МП» Александров. – Маск ведь Америки не открывает. Похожие проекты предлагались еще в конце XIX века, и какие-то аналоги даже реализовывались, в том числе и в СССР. У нас были трубопроводные системы для грузоперевозок - правда, без вакуума, на магнитной подвеске. Прорабатывались варианты и для перевозки пассажиров – был, например, проект челнока от «Шереметьева» через аэровокзал до «Домодедова», был – от Еревана до озера Севан. Делались расчеты по трассе Ленинград – Москва – Сочи, в Алма-Ате тоже нечто подобное собирались «мутить». И все расчеты показывали: система крайне дорогая, и, чтобы окупить строительство, нужен просто гигантский, а главное - устойчивый пассажиропоток: не 10000 человек в час, а много-много больше! Если представить, что для окупаемости автомагистрали требуется, скажем, пассажиропоток n, то для того, чтобы окупить железнодорожную ветку, нужно уже 2n. Магнитоплан окупится при 5 - 6n, а вакуумная труба потребует уже 10n. Где в Америке, Европе или России такие пассажиропотоки? Я лично не знаю. А ведь тут есть еще один подводный камень: из года в год число деловых поездок в мире довольно резко снижается – интернет-технологии, цифровые подписи и прочие продвинутые штуки позволяют работать удаленно миллионам. На туристов тоже надежды мало – им же вид в окошке подавай. Многие ли захотят пялиться в глухую стенку?

В общем, виртуальной какой-то выходит «Гиперпетля», и станут ли капсулы Маска транспортом будущего - большой вопрос. Как и то, найдется ли вменяемая держава, которая захочет запустить у себя вакуумный поезд и ждать полвека, пока он окупится. И тут вылезает наружу очередной вопрос: а зачем тогда это все пиарить? Чтобы насобирать инвестиций, попилить, что пилится, и свалить по-тихому с деньгами? В России - да, это универсальный ответ практически на любой вопрос. Но нужно ли это миллиардеру Маску?

- Конечно, на SpaceX его состояние подуменьшилось, - рассуждает наш эксперт. - Коммерческого дохода проект не дает и давать не будет еще очень долго. Да, есть заключенные с НАСА контракты, но есть и большие сомнения, что он в них укладывается. С Tesla все тоже как-то не сильно могуче выходит. Hyperloop при ближайшем рассмотрении выглядит и вовсе какой-то беспомощной штукой. Но Маска упорно и целенаправленно «надувают», представляя миру как харизматичную личность, способную на великие дела. Тут вам и фильмы про Железного человека с непременными отсылками к тому, что он был прототипом Тони Старка, и широчайшее освещение в мировой прессе любого его заявления или реплики в Твиттере. Создается ощущение, что это уже не человек, а некий спецпроект, который планомерно и прицельно готовят на какую-то роль. Что это за роль - можно только гадать. Но в принципе какого-нибудь гипотетического президента Земли или чего-нибудь в этом же роде я бы со счетов не сбрасывал.

Однако вернемся с небес на землю. Как уже было сказано, о возможности реализации «Гиперпетли» на родных просторах у нас уже тоже заговорили. Конечно, слово «труба» в России священно, и все же…

- С одной стороны, нам бы для начала хотя бы наладить нормальную поддержку путевого хозяйства, - делится своим мнением Александров. – Поменять раздолбанные рельсы и то, что под ними, ведь у нас тот же «Сапсан» едет в полтора раза медленнее, чем может, потому что ударной волны от него не выдерживают ни гравийная подушка, ни проходящие вблизи составы. Нигде в мире скорые и обычные поезда не ходят по одним и тем же рельсам, а у нас - пожалуйста. С другой стороны, любые разработки, направленные на повышение скорости железнодорожного транспорта, нам нужны. И трубы нам интересны, так как у нас климат, снег с рельсов счищать замаешься. Но вот нужны ли нам вакуумные тоннели - большой и, думаю, риторический вопрос. Что касается других схожих разработок, то они существуют давно, они велись, но людей, которые в этом реально что-то понимали, осталось мало, и они стары. А нынешнее поколение руководителей, к сожалению, знают всего лишь про один вид потоков – финансовый. А это вещь хоть и нужная, но для развития отрасли не сильно полезная.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта