Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Натуральное выражение

Автовладельцев могут лишить права на выбор возмещения ущерба после ДТП – деньги или ремонт

Ирена ТАТОНОВА

За право выбора веками ведут борьбу истинные демократы. И даже лицемерящие граждане часто играют на этом понятии. Во всяком случае, демо-кратическими свободами, в том числе и правом выбора, оперируют практически всюду – в большой политике и в быту. И вот, оказывается, есть за-щитники интересов автовладельцев и автостраховщиков, которые призывают лишить права выбора тех, кому положено возмещение ущерба после ДТП.

Сегодня владельцы авто имеют право решать, получить в возмещение ущерба деньги или согласиться на ремонт транспортного средства. Многие выбирали именно деньги. Если инициатива найдет свое воплощение, то останется только ремонт.

Здесь стоит напомнить, что и нынешнее положение вещей, и новации стоит рассматривать сквозь призму того, что зачастую выбить у страховщиков компенсацию за ущерб удается только после судебных разбирательств. Конечно, понятно, что страховщик вовсе не заинтересован разбрасываться деньгами налево и направо. Он сначала все проверит, затем перепроверит и только потом заплатит. Или будет тянуть до судебного разбирательства. И автовладельцу, который ждет справедливой компенсации, еще придется потрепать нервы, чтобы получить то, что причитается ему по праву.

При этом некоторые эксперты считают: если останется возмещение исключительно в натуральном выражении (ремонт), ситуация только усугубится.

- По моему мнению, страховые компании пока не готовы к подобным нововведениям, - комментирует «МП» ситуацию юрист, специалист в области защиты прав потребителей Мария Свиридова. – И сегодня, когда ущерб возмещается двумя способами, по моим сведениям, со стороны страховщи-ков зачастую идут отказы, задержки, людям приходится обращаться в суды. Если останется только натуральное выражение, то есть ремонт, то в пер-вую очередь, думаю, возникнет вопрос качества проводимых работ. И непонятно, кому в таком случае предъявлять претензии.

- Причем не могу сказать, что такая инициатива – это плохо, - продолжает Мария Свиридова. – В теории она предполагает еще большую ответствен-ность страховщика. Однако при существующих ныне условиях может получиться, что такой ремонт окажется с самым низким уровнем сервиса. Ду-маю, под такую инициативу, чтобы она была эффективной, потребуется жесткая переработка законодательства, жесткий контроль деятельности страховщиков.

- Насколько знаю, авторы идеи объясняют, что отказаться от возмещения ущерба в денежном выражении необходимо, в том числе из-за мошенни-ков, которые устраивают подставные ДТП и потом получают деньги от страховых компаний, - говорю нашему эксперту.

- На мой взгляд, подставных ДТП не так уж и много, - отвечает Свиридова. – И потом, такое мошенничество – это другая история, с соответствующим наказанием. А вот ответственность автострахователей – то, о чем мы сегодня говорим. Ситуация здесь несколько изменилась в лучшую сторону с тех пор, как эта ответственность была повышена законодательно. И это хорошо. Сами люди тоже ведут себя более активно. Если еще лет пять назад из десяти человек в суды обращались в среднем лишь двое, то сегодня – шесть человек из десяти.

Есть специалисты, которые прогнозируют еще один неприятный момент – очереди на подобный ремонт, а в связи с этим – его низкое качество и длительность ожидания. Это, думается, вполне реальный прогноз, ведь скорее всего право ремонтировать авто в качестве возмещения ущерба будет дано не всем автосервисам, а тем, которые официально отвечают требованиям, предъявляемым к организациям данного профиля.

Это не говоря уж о нелегальных авторемонтных конторах. Их-то точно никто учитывать не будет в момент распределения объема работ. Властям всех уровней выгодно, чтобы под это дело увеличились количество рабочих мест и налоговые отчисления.

Не загордятся ли при таком раскладе «приобщенные» автосервисы, не повысят ли стоимость услуг? Или, наоборот, обвешанные неудобными заказа-ми, не станут ли халтурить? Столкнешься с таким «ремонтом» однажды – и не захочешь больше. Проще и спокойнее будет решить вопрос за собст-венные средства. А сейчас денежное выражение возмещения ущерба позволяет хоть как-то покрыть расходы на ремонт. Даже если частично - зато автовладелец сам выбирает привычную мастерскую и проверенных специалистов.

Если учесть, что не так давно стоимость полисов ОСАГО увеличилась, то стоит ожидать, что автовладельцы будут весьма требовательны. А некоторые эксперты прогнозируют, что владельцы машин столкнутся с множеством неудобств при единственно возможном натуральном возмещении ущерба. Как можно будет «утрясти» такое несогласование?

У страховщиков и автовладельцев разногласия существуют и сейчас, и довольно существенные. Страховщикам, например, не нравится, что сегодня есть юристы, которые выкупают право требования выплат со страховых компаний. Граждан не устраивает, что по-прежнему далеко не везде и не всегда можно купить электронный полис. Несмотря на то, что официально правило вступило в силу с середины прошлого года, сегодня, по истечении девяти месяцев, аналитики отмечают, что такие полисы может предложить лишь пятая часть страховых компаний. Страховщики, по мнению аналити-ков, таким образом стараются не иметь дела с неприбыльными районами. И это далеко не все претензии друг к другу участников системы ОСАГО.

Конечно, финансовый вопрос - дело щепетильное: здесь каждый – сам за себя, у каждого - свой интерес. Но есть определенные моменты, когда стратегически важно все же идти навстречу друг другу - обсуждать, договариваться. Иначе можно зайти в тупик. Претензии должны быть не самоце-лью, а поводом для поиска консенсуса.

Понятно, что легальные автосервисы, которые будут ремонтировать автомобили всем попавшим в ДТП, - это рабочие места, «белая» зарплата, нало-ги. Это выгодно экономике, а значит, в целом и нам с вами. Однако если вся эта система не будет как следует продумана и отлажена, то нас, автовла-дельцев, действительно может ждать низкокачественный ремонт. Да еще после того, как настоишься в очереди на это самое натуральное выражение ущерба, натурально выражаясь нехорошими словами в адрес чинильщиков, автостраховщиков, законотворцев и так далее.

Надо все как следует продумать, многократно взвесить, а потом уже отправлять нас всех без разбора в автосервис.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта