Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Учиться по-новому, или Как закончить начальную школу за три года

Мария СОЛОВЬЕВА

Что такое успешная Московская школа? Стоящая в первых рядах рейтингов? Воспитавшая или приманившая призеров конкурса «Учитель года Моск-вы»? Учебное заведение, чьи выпускники на высокие баллы сдают итоговые аттестации? Или это место, где детям комфортно учиться, куда родители мечтают отдать своих отпрысков, которое с полным правом можно назвать «альма-матер»?

В рамках Московского международного образовательного салона, прошедшего на ВДНХ, столичный Департамент образования презентовал про-граммы работы успешных образовательных комплексов, новые системы повышения квалификации учителей, методики независимой оценки качества обучения, технологии развития многопрофильного обучения. Все эти «новшества» представил на салоне крупный образовательный комплекс - Мос-ковская Курчатовская школа.

Что же это за учебное заведение? 24 здания, 19 образовательных подразделений, 124 класса, 3829 школьников и дошколят, около 600 сотрудников, в том числе 211 учителей, 104 воспитателя, 69 помощников воспитателя, 10 дефектологов, 11 логопедов, 9 психологов. Три профиля обучения – физи-ко-математический, естественно-научный (медико-биологический и военная медицина) и социально-экономический. Тесные педагогические контак-ты с МФТИ, МИУСИ, Медицинским университетом им И. М. Сеченова, научно-исследовательским Курчатовским институтом. Средняя заработная плата учителей и воспитателей – от 56 до 80 тысяч рублей в месяц. А еще: 15-е место в ТОП-300 лучших школ столицы в 2015 году. Цифры впечатля-ют!

Удалось всего этого достичь, во-первых, путем долгого и достаточно сложного объединения. Дабы не «потерять» детей и учителей, то есть чтобы они не ушли в другие образовательные учреждения, например, ученикам и педагогам-предметникам составлялось комфортное расписание, чтобы им не приходилось в течение одного дня перебегать из одного учебного здания в другое, работая с разными параллелями. Школьникам с особыми возмож-ностями здоровья предложили либо перейти в основную школу и заниматься в рамках инклюзивного образования, либо остаться в сохраненных кор-рекционных подразделениях. Старшеклассников по профилям объединили в одни здания, начальную и среднюю школу сгруппировали в других зда-ниях. Но делали это, как говорится, по принципу удобства для жителей: есть отделения, где учится и начальная, и средняя школа.

Во-вторых, администрация «придумала» несколько оригинальных решений формирования учебного процесса.

- В детских садах бывают дети, которых я называю «второгодниками», - говорит директор комплекса Ирина Сивцева. – Это некоторые малыши, посе-щающие подготовительную группу. Им вроде бы пора идти в первый класс, но родители хотят подождать еще годик, чтобы ребенок еще окреп, под-рос, стал более социализирован. Для таких воспитанников мы создали специальную учебно-воспитательную группу: в первой половине дня они за-нимаются по программе первого класса. А после обеда находятся в детском саду: обедают, спят, гуляют. Сейчас смотрим результаты. Пока, мне кажется, результат очень хороший. В конце учебного года будем решать с их родителями: все-таки переводить таких детей во второй класс или ос-тавлять в первом.

Еще один уникальный эксперимент комплекса – создание ускоренной начальной школы. Не секрет, что многие дети в начальной школе, особенно в первом-втором классах, откровенно скучают, поскольку уже в детском саду научились хорошо читать и считать. Вот для них было создано несколько классов, чтобы они прошли начальную школу не за четыре, а за три года.

Если говорить о функциональности Курчатовской школы, то в ней есть классы «на любой вкус»: несколько предметных профилей в старшей школе, кадетское отделение и отделение военной медицины, дошкольные подразделения кратковременного пребывания и полного дня, в том числе семей-ный детсад и даже виртуальный детсад, отдельное физико-математическое направление для работы с мотивированными детьми, конвергентная лаборатория, а также коррекционные группы для детей с особыми образовательными потребностями.

- Современная школа живет совсем по другим принципам, нежели еще 3 - 5 лет назад, - говорит Ирина Сивцева. – Сами формируем штатное распи-сание, составляем учебные планы и программы развития, определяем систему начисления заработных плат и всех остальных трат. У нашего ком-плекса очень большой бюджет: порядка 600 миллионов рублей, в том числе 50 миллионов – внебюджетные поступления. В Москве мы были одними из первых, кто начинал работать в условиях создания образовательного комплекса. Подражать и перенимать опыт было не у кого. Но кто не соверша-ет ошибок, тот не работает. Мы тоже их совершали, но думали над ними, исправляли. Теперь, помимо того, что в каждом структурном подразделении есть свой руководитель и штат сотрудников, у нас создана единая для комплекса методическая, учебно-воспитательная, финансовая, плановая, со-циальная, инженерная служба, служба обеспечения безопасности, сотрудничающая с представителями охранных структур, работающих в школах. Иными словами, все проблемы мы пытаемся решать не в частности, а в комплексе. И очень важно, чтобы была команда, которая понимает друг друга с полуслова.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта