Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Толпа под подозрением

Роман КОРОЛЕВ

Десятки тысяч умных камер начнут следить за пассажирами московского метро

В этом году в подземке появится 30 тысяч продвинутых видеокамер. Они смогут сканировать лицо каждого пассажира, обнаруживать подозритель-ных людей и бесхозные предметы и передавать информацию о них сотрудникам полиции.

ильнее всего в этом проекте смущает его цена: на создание интеллектуальной системы видеонаблюдения (ИСВН) из федерального и городского бюджетов выделено порядка 4 миллиардов рублей, а у экспертов даже нет однозначного ответа на вопрос, заработает ли она.

Начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов объяснил, что существующие камеры в метро давно уже устарели, ни на что, кроме ведения записи в течение 12 часов, не способны. Умные камеры, приходящие им на смену, будут установлены на всех платформах, а также перед входом на станции. Они смогут сканировать лицо пассажира на входе, отслеживать людей с нестандартным поведением (например, агрессивно жестикулирую-щих), тех, кто скрывает объемные предметы под одеждой или слишком долго находится на одном месте. Информация о них будет передаваться ра-ботникам транспортной безопасности. В случае внештатной ситуации (человека, упавшего на рельсы, забытой кем-то на станции сумки, проникнове-ния в служебные помещения метрополитена) умная камера тоже сразу забьет тревогу. Заработать ИСВН должна до конца года – если, конечно, под-рядчики выполнят в срок свои обязательства. В будущем, заверил Пегов, камеры научатся автоматически сверять сканы лиц с полицейскими базами, помогая в розыске преступников.

Обращать внимание на «подозрительных лиц» каждый день советуют пассажирам метро во время спуска по эскалатору. Совсем скоро мы узнаем, кого сочтет «подозрительным» роботизированная система. До ее полноценной отладки наверняка пройдет какое-то время, так что на месте людей с нервными тиками, толстяков, москвичей с костылями под мышкой и инвалидов я бы заранее подготовился к череде внезапных проверок службой безопасности.

Все это только отчасти шутки. Департамент национальной безопасности США, например, использует для мониторинга за массовыми скоплениями людей систему видеонаблюдения BOSS (два подвижных роботизированных механизма с камерами, оснащенными инфракрасными сенсорами и дат-чиками расстояния). Шанс правильного распознавания лиц такой системой не превышает 60 - 70% на расстоянии свыше 100 метров и возрастает до 80 - 90% на более близкой дистанции. Вероятность правильного срабатывания у статичной камеры в метро явно будет куда ниже.

- Дать экспертную оценку реалистичности этого плана было бы крайне затруднительно, поскольку подобные системы национальной безопасности имеют гриф «для служебного пользования», - рассказал «МП» известный «айтишник» Владимир Корвацкий. – Проследить путь человека, то, где он сел, куда по-ехал и где вышел, технически и финансово реально, хотя и потребует просто безумных вычислительных мощностей. А вот реальны ли сами планы созда-ния такой системы – это уже другой вопрос. Мы с вами понимаем, что под подобную идею возможно было бы отмыть сотни миллионов рублей. С другой стороны, огульно обвинять руководство Московского метрополитена в неэффективном использовании средств у меня нет абсолютно никаких оснований. В любом случае реализация такого проекта потребует создания колоссального по мощности Центра обработки данных (ЦОДа). По опыту моего общения с коллегами могу сказать, что в Москве реализовать такой проект возможно. Будут ли подобные затраты денег и вычислительных мощностей оправданы с точки зрения эффективности? Этот вопрос из категории тех, на которые нельзя дать однозначного ответа ввиду секретности обсуждаемой информации.

В любом случае распознавание лиц – очень дорогая и довольно молодая еще технология. Куда торопиться с реализацией такого проекта – совсем не-понятно. Четыре миллиарда – это очень большие деньги, а в стране сейчас, напомню, кризис. Разумнее кажется переждать, пока экономика России не придет в порядок, а к тому времени как раз и вычислительные мощности компьютеров увеличатся, и техника подешевеет, и отношения с Западом могут улучшиться. Никто не спорит, что с преступностью нужно бороться, но давайте же при этом исходить из возможностей прогресса и экономики нашей страны. С наземным общественным транспортом в Москве, например, проблем тоже существует масса, но никто же всерьез не предлагает, чтобы их решить, закупать у Google беспилотные автомобили.

- Проблема соблюдения норм правопорядка в общественном транспорте серьезная, и не думаю, что на нее стоит жалеть деньги, - полагает предсе-датель общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков. – Вопрос, как всегда, в деталях.

Будут ли эти камеры просто фиксировать происходящее или действительно смогут каким-то образом определять девиантное поведение и уведом-лять о нем сотрудников полиции? Пока из сообщений СМИ полноценного ответа на этот счет получить невозможно. Если это просто улучшенная вер-сия камеры наблюдения и никакого искусственного интеллекта там не предполагается, то, конечно, они не стоят таких денег. Если же речь действи-тельно идет о системе, способной к распознаванию и анализу, то она стоит этих 4 миллиардов.

Не будем забывать и о безопасности. На днях стало известно о взломе хакерами баз данных с билетами РЖД и «Аэрофлота», бронирования авиаби-летов и отелей. Около 3500 файлов с личными данными людей оказались в открытом доступе. Где гарантия, что Московский метрополитен сможет защитить свои базы данных лучше, чем РЖД? Если доступ к ИСВН окажется у злоумышленников, они с легкостью смогут отслеживать перемещения любого человека в реальном времени. Последствия представить себе нетрудно.

К тому же в московском метро, по мнению экспертов, и так уже действует одна совершенно бесполезная система по предотвращению преступности. Речь идет о рамках металлоискателей. В декабре «МП» опубликовала подробный рассказ об их работе. Как разъяснил нашим читателям член ученого совета физфака МГУ Вячеслав Снегирев, рамки установлены с нарушением инструкций и срабатывают на каждого третьего человека, а также на при-бывающие поезда. Бояться их стоит не преступникам и террористам, а людям с кардиостимуляторами, ведь безопасный проход мимо рамок обору-дован не на всех станциях. Если окажется, что видеокамеры помогают в борьбе с преступностью похожим образом (отпугивают преступников вместо того, чтобы помогать задерживать), то, честное слово, 4 миллиардам рублей можно было бы найти куда более достойное применение.

- Ситуация действительно очень напоминает случай, когда метрополитен на астрономическую сумму закупил рамки металлодетекторов, - подтвер-ждает глава Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков, - и стоят эти рамки теперь неиспользуемые. Эксперимент этот себя полностью дискредитировал, и теперь уже, думаю, услышав об очередной идее выбросить чудовищную сумму на «инновационные» меры безопасности, люди задумаются над тем, что происходит. В московском метро есть куда более актуальные проблемы, на которые регулярно жалуются потребители. За все время существования ОЗПП еще ни один потребитель не обратился ко мне с жалобой на то, что ему невыносимо страшно ездить в московском метро, поэтому нужно установить там новую систему безопасности. Зато люди сетуют на то, что там душно (особенно в летние месяцы), там повы-шенный уровень шума. Метро и не скрывает, что нарушает СанПиНы, летом они предупреждают об этом на своем сайте. Потратить деньги на улучше-ние системы вентиляции руководство подземки у нас не хочет почему-то, вместо этого хочет заниматься борьбой с терроризмом. Абсолютно неэф-фективной, как свидетельствуют факты. Международный опыт доказал, что наилучших успехов в борьбе с терроризмом достигают профессионалы (агентура, спецслужбы). А если за монитором будет сидеть обычная бабушка - контролер метрополитена, ну что она там увидит, какого террориста распознает? Это же смешно просто.

Напомним, что были у руководства московской подземки и еще более экстравагантные проекты, чем рамки. Например, планировалось перекрасить колонны экстренного вызова из красно-синего в красно-серый – за 12 с лишним миллионов рублей, разместить в вестибюлях зеркала, чтобы девушки могли привести себя в порядок перед свиданием, а также провести за 16 миллионов некие промомероприятия, в ходе которых москвичам расскажут, как изменится работа общественного транспорта в связи с закрытием и открытием станции метро «Бауманская».

В это же самое время администрация подземки отстаивала необходимость повышения тарифов на проезд, и с начала 2016-го билеты на метро подо-рожали в среднем на 7%. Московская подземка – и так самая дорогая на территории бывшего СССР, прибыли госпредприятия исчисляются милли-ардами, но при этом его руководство жалуется на возросшие из-за кризиса расходы и покрывает их из кармана пассажиров. Вспомним и о том, что каждый год от падения на рельсы страдают десятки, если не сотни, человек. Установить по краям всех платформ перегородки совершенно точно обошлось бы дешевле 4 миллиардов.

От всех этих новостей создается ощущение, что руководству метро давно пора спуститься с небес под землю и озаботиться решением насущных вопросов, которые действительно волнуют всех москвичей. И нет, это не отсутствие зеркал для прихорашивания и умных камер, автоматически рас-познающих подозрительных людей, а доступные цены на билеты и мораторий на их повышение, исключение случаев задымления и поломки соста-вов, завершение бесконечного ремонта подземных переходов и т. д.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта