Где обитают духи леса

Конечно, в каждой мифологии они свои, для русской традиции, например, дух леса связан с лешим. Но в данном случае речь не о мифических суще-ствах, а самых настоящих. Если обратиться к зоологии, она так обозначила удивительных животных, чье название с латинского переводится как «дух», «привидение». Для мышиных лемуров, обитающих в лесах Мадагаскара, название подходящее: эти крошечные животные ведут ночной, очень скрыт-ный образ жизни. Увидеть их – большая редкость. Именно потому мышиные лемуры, впервые описанные в 1852 году, десятилетиями не попадались на глаза человеку, повторно удалось их увидеть только в 1993-м.

Случилось это благодаря энтузиазму ряда ученых, в первую очередь стараниями профессора Йорга Ганцхорна из Гамбургского университета, ини-циировавшего в 1990-х специальные исследования на Мадагаскаре, которые возглавил Германский центр приматов (DPZ) в Геттингене. Когда ис-следования только начинались, биологам были известны лишь три вида мышиных лемуров, сегодня их уже 24, включая три новых вида, которые толь-ко что были открыты международной экспедицией, представленной эволюционными экологами, молекулярными биологами и генетиками во главе с профессором Питером Каппелером (Peter Kappeler) из Германского центра приматов. Ученым удалось найти и описать новые виды мышиных лему-ров в юго-восточной части Мадагаскара, где только и замечены эти удивительные животные. По крайней мере других мест обитания в дикой природе пока не зарегистрировано.

Лемуры – особое семейство полуобезьян из отряда приматов, самые крупные их представители весят не более 50 г и не длиннее 20 см, причем поло-вина приходится на хвост, позволяющий уверенно держаться на деревьях. Мышиные лемуры еще меньше, самый маленький из них, Miсrocebus berthae весит менее 30 г, а длина его тела всего 9 – 10 см, это скрытные и осторожные животные с темно-коричневым мехом и огромными глазища-ми, величину которых подчеркивают темные кольца вокруг глаз. Живут они в лиственных и тропических лесах, большей частью располагаясь на де-ревьях, где спят в дуплах, свернувшись в клубочек. Питаются лемуры насекомыми, листьями, фруктами, лягушками, ящерицами. В засушливое время года впадают в спячку, точнее в оцепенение, питаясь накопленным подкожным жиром. Эти животные занесены в Красную книгу, и хотя в неволе раз-множаются неплохо, в дикой природе считаются исчезающими, чему способствуют охота и варварская вырубка реликтовых лесов, процветающие на Мадагаскаре. Многие виды, уверены ученые, скорее всего потеряны уже навсегда. Правда, оценить ущерб, нанесенный природе, сложно: во-первых, далеко не все виды лемуров сегодня известны, а во-вторых, классификация их до недавнего времени была предметом жарких споров, поскольку идентифицировать отличительные признаки разных видов представлялось большой сложностью. Ситуация изменилась с появлением новых генети-ческих методов, которыми вооружила ученых современная наука. Сегодня определение вида уже не составляет проблему. Проблема в том, чтобы обнаружить этих скрытных зверьков, а увидеть их не так-то просто, недаром они заслужили сравнение с «духами леса».

Три года назад та же группа исследователей описала два новых вида мышиных лемуров, а сейчас представила еще три, сообщает журнал Molecular Ecology. Один из них, Microcebus ganzhorni, предложено так назвать в честь профессора Йорга Ганцхорна, отдавшего многие десятилетия изучению лемуров. Два других были названы Microcebus manitatra (собирательный «портрет» подвида лемуров, переместившихся с западной части Мадагаска-ра) и Microcebus boraha (по имени крошечного острова, примыкающего к Мадагаскару, где и обнаружили этот вид). Исследования, в которых прини-мают участие также американские ученые из Университета Кентукки и Университета Антананариво на Мадагаскаре, будут продолжены. Ученые рас-считывают на новые встречи с удивительными «духами леса».