Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

«И кто ж тому виной, что я увлекся этою игрой?»

Елена БУЛОВА

У человека, впервые попавшего на Открытый Российский фестиваль анимационного кино в Суздале, от обилия информации «крыша едет вперед и слегка вбок»: сообразуясь с заданной смотром темой «ИГРА», знаменитый суздальский турцентр превращается на шесть дней в огромный бурлящий муравейник.

Только представьте себе! В каждом закоулке фестивального пространства бородатые взрослые дяди и прекрасные дамы с десяти утра до часа ночи нон-стопом смотрят и обсуждают мультфильмы. Представители анимационной братии витийствуют на научных конференциях, пытаясь определить-ся, «является ли анимация искусством». Вечерами устраиваются «разборы полетов» - студенческих, дипломных, короткометражных. Малыши вполне серьезно оживляют на экране Мону Лизу. Аксакалы анимации с энтузиазмом участвуют в квестах, в два часа ночи поют нестройным хором под гитары бодрствующих Юлия Кима и Сергея Никитина, а самые стойкие под утро отплясывают под балалайку режиссера Михаила Тумели. Играют в буриме! Играют так азартно, с такой космической придурью, что на мольбертах за пару минут в разных техниках рождаются невозможные мартовские «коты в мешках» и немыслимые «фигуристые музы, увлекающие в пропасть безумных творцов». И что замечательно: гости готовы приобретать эти коллек-тивно созданные «нетленки» за любые деньги! Потому что в них вложен талант, юмор и автографы наших великих современников: от сказочника всех времен и народов Юрия Норштейна до «оскароносца» Александра Петрова, «в эпоху которых, - как справедливо заметил «папа» СМЕШАРИКОВ про-дюсер Анатолий Прохоров, - нам, простым смертным, посчастливилось жить».

Наличие на фестивале двух равноправных жюри, оценивающих авторскую, а теперь еще и коммерческую программы, наводит на мысль, что в России, вслед за Западом, анимация постепенно становится индустрией.

Шесть полнометражных фильмов, выбранных на конкурс из восьми, - серьезный прорыв. В прошлом году не набралось и трех восьмидесятиминутных лент. Тенденция «нарастания оборотов» не может не радовать, но одновременно она же вызывает беспокойство представителей авторской анима-ции, среди которых много педагогов.

- Ребята уходят в коммерцию прямо со студенческой скамьи, не имея в своем арсенале яркого авторского высказывания, - сетует программный ди-ректор фестиваля, преподаватель ВГИКа Наталья Лукиных. - Молодежь надеется, что коммерческая анимация, участие в сериальных проектах даст возможность быстро подзаработать, а авторские проекты могут и подождать. Но далеко не факт, что через десять лет кому-то из них захочется рис-ковать и все начинать заново. А без риска новое слово в анимации невозможно.

Отсюда вытекает вторая проблема XXI по счету смотра - скромное число дебютов (дипломных работ по окончании обучения) при большом количестве в конкурсе работ студенческих.

Глобальное омоложение мировой анимации в целом и российской в частности – тоже любопытная тенденция. «Если так дальше пойдет, то наш фес-тиваль станет полностью молодежным, что неплохо, - радуется директор смотра продюсер Александр Герасимов. – И поскольку работ, сделанных молодежью, много, мы решили впервые организовать обсуждение студенческих и дипломных лент мэтрами отечественной анимации Юрием Нор-штейном и Михаилом Тумелей».

Вердикт гуру советской мультипликации Юрия Борисовича Норштейна, ревниво охраняющего современный экран от халатных подделок, всегда бы-вает строгим, но справедливым. Послушать мастера приходят все без исключения участники форума независимо от возраста, титулов и степени мирового признания - столь высоко уважение. Вообще тема преемственности поколений на этом самом профессиональном анимационном смотре страны – повод для серьезного осмысления и особого разговора.

- Проблема нашей молодежи – в их огромном желании быть «в чести», - в сердцах говорит Юрий Борисович. - Сейчас под авторскую анимацию под-делывается любая спекуляция, лишь бы сразу заметили. Но прежде погружения в «авторство» надо бы еще обладать и первичными навыками про-фессионализма. А этим не обладают 80% тех, кто подает работы на студенческий конкурс. Причем они ведь бравируют своим незнанием! Все мои выступления сводятся к одному: художник обязан быть просвещенным, быть в культуре, знать искусство, читать книги. Нынешним молодым людям не хватает этой жажды - знать!

Размышления энциклопедически образованного Норштейна, всегда задающего наивысшую планку фестивалю, поддерживает и развивает новичок в жюри авторской анимации композитор Сергей Никитин:

- В чем я действительно поднаторел, так это в малых музыкальных формах и поэтому очень остро чувствую, когда есть недобор, перебор, когда за-гнан ритм. Музыкальный опыт часто выручает: я точно знаю, что любое искусство, длящееся во времени, должно подчиняться общим законам. Про-водя аналогии с музыкой, я рассматривал короткий метр как романс, песню. А полный метр – как симфонию, сонату. Кино, как и музыка, должно иметь экспозицию, развитие, кульминацию и финал. Художник не может заниматься только картинкой. Именно в этом была беда многих фильмов, которые наше жюри отсеяло.

- Что касается меня, то я с удовольствием отметил фильмы ВГИКа, - рассказывает другой член жюри - Олег Ужинов (автор сериала «Маша и Мед-ведь»). – Я помню, что в начале 2000-х годов у нас было так много слабых работ, что появлялось ощущение, что во ВГИКе перестали учить мастерству режиссуры. Но за эти годы все, к счастью, очень сильно изменилось.

А вот режиссер Алексей Демин искренне радуется, что в программе фестиваля оказался один фильм высочайшего европейского уровня: «Потому что это всегда праздник, если появляется картина, которая подсказывает нечто и расширяет границы мира и фантазии».

Речь идет о ленте «До любви», которая получила Главный приз суздальского фестиваля. Режиссер Игорь Ковалев («Следствие ведут Колобки», «Кры-лья, ноги и хвосты», «Пластилиновая ворона»), ныне проживающий в Америке, работал над этим короткометражным фильмом десять (!) лет. Расска-зывает она о базовой потребности любого человека на земле чувствовать себя любимым. Лента получила одновременно еще и Гран-при междуна-родного фестиваля в Голландии, который проходил в те же дни, что и суздальский.

Спецприз жюри «За создание сложного женского образа» достался трогательному фильму «Кукушка» Дины Великовской о детях, отважно идущих по жизни собственным путем, при этом часто повторяющим отважный путь родителей. Режиссер стала обладателем приза Александра Татарского, ко-торый получила из рук сразу трех мэтров российской анимации.

Другой спецприз жюри — «За юмор и авантюризм» (как и награда кинокритиков) - ушел к Антону Дьякову, автору «Питона и сторожа», сделанного на «Союзмультфильме». Кстати, ретроспектива картин к 80-летию «Союзмультфильма» шла особой программой, и в ней значились такие шедевры, как «Ежик в тумане» Норштейна, «Жил-был Пес» Назарова, «Выкрутасы» Бардина, «Шкатулка с секретом» Угарова и другие.

Дипломом в категории «Лучший студенческий» отмечена очень смешная работа «Гамлет. Комедия» Евгения Фадеева. Классическая драма оборачи-вается балаганом – так обычно и происходит, когда класс под руководством строгой училки «оптичивает» очередной поход в театр.

Железнодорожная романтика «Вокзальной истории» студентки Ирины Богдановой чем-то неуловимо повторяет бронзитовскую «Уборную историю - Любовную историю», что уже неплохо. Продолжение железнодорожной темы – в пронзительном фильме «В стороне» Александры Аверьяновой о ма-леньких радостях и большой трагедии немолодой путеобходчицы. Лучшим дебютом названы «Корабли прошлых лет» Георгия Богуславского, сумев-шего выстроить режиссуру на ностальгическом звучании старинных фотографий.

Подводя итоги СуздальФеста, нельзя не вспомнить, что его картины в рамках «Открытой премьеры» посмотрели в 200 (!) населенных пунктах страны. А это 1000 сеансов и более 100000 человек! Причем это были не просто показы, а конкурс с открытым голосованием. Россия сделала свой выбор: победителем стал фильм «Ганс» (из проекта «Шарлотта и Кваксон») режиссера Рината Гизизова – о юной сыщице и лягушонке, помогающем гусенку найти своих родителей. Шерлок Холмс с доктором Ватсоном отдыхают!

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта