Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Денежный путь

Любая российская трасса может стать платной по желанию местных властей

Роман КОРОЛЕВ

Регионам и муниципалитетам могут разрешить устанавливать в качестве меры «временного ограничения дорожных средств» плату за проезд по трассам. Если законопроект примут, по желанию местной администрации платным может стать проезд по абсолютно любой российской дороге. А вслед за этим следует ждать и роста цен по всей стране, ведь бизнес будет вынужден компенсировать траты на проезд автомобилей, перевозящих свои товары.

Cоответствующие изменения содержатся в законопроекте «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внесен правительством на рассмотрение в Госдуму. Введение платы за проезд предлагается разрешить местным властям как одну из мер для «обеспечения эффективности организации дорожного движения». Эта сумма может дифференцироваться для различных видов и категорий транспортных средств. Участники дорожного движения должны быть проинформированы о том, что проезд по трассе станет платным, не позднее чем за 30 дней. В тексте законопроекта оговаривается, что такая мера должна быть «времен-ной», но по поводу того, сколько будет продолжаться этот период, ничего не говорится.

Первый зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак уже назвал этот документ «крайне опасным». По мнению законодателя, таким образом сделать платным можно будет абсолютно любой участок дороги, в том числе и в Москве. Брячак призвал коллег вместо того, чтобы бороться с пробками запретительными мерами, заниматься своими настоящими обязанностями: развивать транспортную инфраструктуру и ее про-пускную способность. Обратил внимание депутат и на то, что регионы не преминут воспользоваться создавшейся лазейкой для пополнения своих бюджетов.

- Я считаю, что делать трассу платной уместно только в той ситуации, когда существует бесплатная альтернатива, - высказал «МП» свою точку зрения юрист Общества защиты прав потребителей Дмитрий Лесняк. - Допустим, у нас существует бесплатная дорога, пусть даже очень плохого качества, но оборудованная знаками, светофорами и пешеходными переходами, и параллельно ей пролегает высококачественная платная трасса. В таком случае за комфорт вполне уместно доплатить. Безальтернативные платные дороги нарушают один из базовых принципов Конституции - право каждого гражданина на свободу передвижения. Возможность доехать на машине из любого пункта А в пункт Б бесплатно должна существовать для абсолютно любого челове-ка.

Предполагается ли в законопроекте обязательное существование бесплатной трассы в качестве альтернативы платной дороге? Да, но лишь как одно из возможных «компенсационных мероприятий». Региональные власти могут вместо этого и повысить качество работы общественного транспорта, открыть новые маршруты и повысить перевозочные возможности уже действующих, организовать парковки, а также… развивать инфраструктуру для движения велосипедов! Предложить автолюбителям в качестве альтернативы платному проезду пересесть на велосипед - звучит, откровенно говоря, больше как издевательство. При чем тут парковки, из текста законопроекта вообще непонятно. Видимо, водителям хотят предложить просто никуда не ехать, а машину поставить вместо этого на стоянку.

Что же касается альтернативного маршрута, то его продолжительность никак не регламентируется законопроектом. То есть предложить в качестве альтернативы могут насколько угодно длинный объезд по раздолбанной проселочной дороге.

- Я бы назвал эту инициативу законом о феодальной раздробленности, - возмущается независимый автомобильный эксперт Сергей Асланян. – Любой председатель колхоза теперь может устанавливать плату за проезд по близлежащей трассе. Это свидетельствует об одном: у федеральных властей больше нет денег платить регионалам, поэтому им предоставляют возможность кормиться самостоятельно. Есть рядом с тобой дорога - тебе повезло, нет - можешь считать, что прогорел. Вся риторика о борьбе с пробками и о том, что в качестве альтернативы платным трассам появятся какие-нибудь велодорожки, рассчитана на очень наивных людей. Никаких велодорожек не появится, а вот платными трассы, конечно же, станут. Находясь в Москве, власти совершенно забывают о нуждах населения провинции.

Связность российской дорожной сети страны окажется разрушена, невозможно будет даже бесплатно съездить в соседнюю деревню за хлебом. Платные трассы в России – это просто способ пополнять бюджет, собирая оброк с водителей. Их появление в нашей стране выглядит абсолютно неправомерным, поскольку все дороги всегда строились на бюджетные средства. Власти заявляют, что, например, скоростная трасса Москва - Санкт-Петербург строилась при участии частного партнерства, но откуда этот частный инвестор получил деньги? Он взял их в Сбербанке. Фактиче-ски, все дороги построены на наши с вами деньги, и плата, которую с нас взимают за проезд, - это просто дополнительный налог на право жить в России.

На качество и цену проезда по российским платным трассам водители и так жалуются уже очень давно. Прежде всего перед пунктами взимания пла-ты постоянно возникают многокилометровые пробки, а в «Автодоре» (госкомпании, которая и занимается эксплуатацией платных трасс) в ответ толь-ко призывают водителей по возможности пользоваться транспондерами (электронными устройствами для бесконтактной оплаты). Автомобилисты в свою очередь не горят желанием брать транспондеры у «Автодора» в аренду не из специфической вредности, а потому, что они очень неудобные: оплата поступает с большим опозданием или не приходит вообще.

Что же касается цены за проезд, то она в среднем остается на уровне 3 рублей за километр. Это вдвое ниже, чем средняя стоимость проезда по ев-ропейской платной трассе, но кивать на Европу в данном случае бессмысленно, ведь зарплаты у нас, скажем прямо, совсем не европейские. Да и дороги, кстати, тоже: на европейских платных трассах водителя хотя бы ожидает идеально ровное покрытие, а на наших асфальт пестрит буграми и выбоинами. Некоторые тарифы откровенно шокируют. Например, доехать в час пик по платной трассе до Шереметьева стоит до 250 рублей за 10 километров, за 25 километров до Зеленограда придется выложить 350 рублей, за 43 до Солнечногорска – 500 рублей. Среднестатистического авто-владельца, которому приходится ездить из Москвы в Солнечногорск каждый день на работу, такая сумма откровенно разорит.

Добавим, что максимально допустимая плата за проезд никак не оговаривается в тексте законопроекта. Видимо, устанавливая ее, регионам предла-гается руководствоваться исключительно собственной жадностью.

Наконец, эксперты отмечают, что от принятия законопроекта могут пострадать не только автолюбители, но и все россияне, даже те, которые за руль никогда не садились. Ведь если бизнес вынудят оплачивать проезд машин, перевозящих продукты и другие товары, по платным трассам, то он захо-чет компенсировать издержки. Следовательно, цены в стране поднимутся. Ничего не скажешь, отличное антикризисное предложение! И особенно уместно оно прозвучало на фоне того, что, согласно недавнему мониторингу РАНХиГСа, россияне впервые за последние 8 лет начали тратить боль-шую часть своих доходов на покупку продуктов.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта