Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Чип под шубой

С 1 апреля в России стартовал эксперимент по обязательной маркировке меховых изделий

Роман КОРОЛЕВ

Программа работает в тестовом режиме, и участие в ней для предпринимателей остается пока добровольным. Обязательная чипизация шуб и шапок должна помочь государству очистить рынок от огромного количества «серых товаров», а россиянам – приобретать более качественную продукцию.

Эксперты предупреждают: из-за обязательной маркировки меховые изделия могут подорожать, а в ближайшее время эксперимент могут распро-странить и на всю одежду.

По данным Российского пушно-мехового союза, рынок меховых изделий является одним из самых непрозрачных для государства: количество неле-гально произведенных и ввезенных в Россию (в том числе нарушающих санитарные нормы и опасных для здоровья) вещей здесь доходит до 80%. Суммарный объем мехового рынка составляет 100 - 120 миллиардов рублей в год, при этом государство вместо положенных 18% НДС и 10% тамо-женной пошлины получает от него в бюджет жалкие пять миллиардов вместо возможных 30. Решение проблемы было найдено по аналогии с легали-зацией рынка алкоголя, о которой «МП» писала на прошлой неделе.

Согласно постановлению, подготовленному Минфином совместно с Федеральной налоговой службой (ФНС) и Минпромторгом, на меховых изделиях должен появиться специальный чип, который позволит отследить движение товара от производителя (или от границы, если это импортный мех) до конечного потребителя. Чип с небольшой антенной встраивается в специальную марку (она может быть вшитой, клеевой или навесной). Отечествен-ные шубы и шапки пометят зелеными марками, импортные – красными. Изготовлением марок заниматься будет Гознак. Чтобы получить партию чи-пов, предпринимателю потребуется зарегистрироваться на сайте ФНС и подписать онлайн-договор. К регистрации будут допущены только компа-нии, у которых нет налоговых и таможенных долгов.

Заместитель главы ФНС Дмитрий Григоренко выразил надежду на то, что в России маркировка меха станет обязательной с 1 октября. Полноценно же функционировать система начнет после того, как к ней подключатся все пять стран, входящих в Евразийский экономический союз.

Марка с чипом содержит уникальный номер товара, его описание, ИНН продавца и другую необходимую информацию. Самое удобное для рядового потребителя – то, что проверить подлинность шубы можно будет через обычный смартфон – с помощью специального приложения. Если товар прой-дет проверку, на экране немедленно появится его полное описание. Чип гарантирует покупателю, что вещь произведена и продана легально, а если вдруг обнаружится изъян, то проблем с обменом вещи на качественную не возникнет.

Вроде бы все хорошо, но загвоздка, как обычно, возникает, когда речь заходит о финансовой стороне вопроса. Стоимость одной марки - в зави-симости от способа крепления - от 15 до 22 рублей. Немного, но в эту сумму не входит ни доставка марок за счет предпринимателя, ни приобре-тение дорогостоящего оборудования для маркировки и программного обеспечения к нему… В общем, меховые изделия скорее всего подорожа-ют. И если для элитной шубы эта разница в цене будет совсем незначительной, то, например, меховые шапки или варежки могут подорожать в полтора - два раза. И тут встает вопрос: а так ли уж обязательно чипировать эти варежки и шапки, или шубами можно было бы и ограничиться?

- С одной стороны, благодаря введению таких систем, как ЕГАИС и маркировка меховых изделий, потребитель оказывается защищен от поддельных товаров, - объяснили «МП» в Обществе защиты прав потребителей. – С другой - нововведения скорее всего приведут к повышению цен. К тому же по-нятно, что панацеей от подделок все равно ничего не является. Всевозможные сертификации и лицензирования, на наш взгляд, хороши только до тех пор, пока они добровольны. Компании, которые по собственному желанию устанавливают максимальное качество своей продукции и защищают ее от подделок, конечно, нужно всячески приветствовать. Когда же это превращается в государственную принудиловку, рынок реагирует на нее повышением цен, от которого в первую очередь пострадают граждане с низкими доходами - те, кому не принципиально, подлинную они вещь купили или фальсифи-кат, лишь бы денег на нее хватило.

Учитывая сегодняшнее кризисное состояние российской экономики, переход к обязательной маркировке различных товаров видится преждевремен-ным.

По сведениям экспертов, наше государство не собирается останавливаться на обязательной маркировке алкоголя и меховых изделий.

- Система чипования меховых изделий уже запущена в экспериментальном режиме, - рассказал «МП» член совета московского отделения общест-венной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Игорь Ребельский. - Сейчас надзорные органы тестируют ее работу. Конечно, масштабы тут совсем другие, рынок меховых изделий намного меньше, чем алкогольный, и о каких-то критических сбоях в работе системы до сих пор не сообщалось. Нужно понимать, что практически весь этот рынок до недавнего времени был организован по «серым» и «черным» схемам. Предприниматели предпочитали экономить на доставке и прохождении таможни. Фиксированная сумма взятки - 15 - 20 долларов за килограмм. Согласно букве закона, реальный таможенный тариф на импорт меховых изделий составляет 10% от их стоимости, а еще предпринимателю требует-ся заплатить 18% НДС, что выходит на порядок дороже. Таким образом, поскольку бизнесмены лишатся возможности нелегально экономить, в бли-жайшее время эти товары подорожают неизбежно. С другой стороны, маржинальность (предельный доход. – Р. К.) такого бизнеса огромна. Сущест-вует вероятность того, что предприниматели, принимая во внимание финансовое положение покупателей, не станут задирать цены слишком высоко и получат несколько меньшую (но все равно очень высокую) прибыль. Могу вам сказать, что сейчас в кулуарах правительства идет речь о том, чтобы снабдить RFID-чипами не только изделия из меха, но и абсолютно всю одежду, продаваемую в России. На рынке одежды традиционно имеется очень много подделок, и таким образом государство собирается обелить этот сегмент бизнеса и полностью контролировать его.

Итак, похоже, что, совсем как в мрачной антиутопии, в России скоро невозможно будет купить не то что «непрочипованные» перчатки или шапку, но даже футболку или кроссовки. В Минпромторге уже высказали предположение, что если проект с мехом окажется успешным, то в 2017 году можно будет начать переход к единой системе маркировки товаров, и тогда пресловутые наклейки появятся абсолютно на всем - от трусов до обуви, ле-карств и продуктов питания. Конечно, отрадно, что государство всерьез собирается бороться с подделками, а вот то, что чиновники собираются де-лать это за счет простых потребителей и порой доводят дело до абсурда, совсем не внушает оптимизма.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта