Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

А с неба – яблоки греха…

Ирина ШВЕДОВА

На Новой сцене Театра им. Евг. Вахтангова продолжается парад новых постановок, удивляющий не только количеством спектаклей, но и разнообра-зием выбранного материала.

Только что состоялся показ еще одной премьеры: режиссер Уланбек Баялиев вместе с художниками Сергеем Австриевских (сценография), Ольгой Нестеренко (костюмы) и композитором Фаустасом Латенасом (его музыка в спектакле – просто чудо) представили свою версию главной пьесы Алек-сандра Островского «Гроза». И эта «Гроза», несмотря на трагедийность сюжета, одарила озоновой свежестью, и так после нее легко задышалось!..

Возвращается мода на пьесы Островского. Их ставят теперь не только в Малом театре и не только маститые режиссеры, а и молодые, раскрывая все новые и неожиданные подтексты и ракурсы спустя полтора века после создания пьесы. Уланбек Баялиев - режиссер не начинающий, но совсем еще молодой, и это плюс. «Половодье чувств» буквально захлестывает сцену, что подчеркнуто опрокинувшейся мачтой с парусом - судно потерпело ко-раблекрушение. Это крушение жизни главной героини - Катерины Кабановой, которая мечтала взлететь, полюбила по-настоящему, да из-за этой-то любви и погибла. В этом спектакле есть самое важное – героиня, такая, как ее удивительно глубоко играет Евгения Крегжде. Совсем еще девчонка, босоножка, которая никак не может привыкнуть к участи, уготованной ей в мрачном, не ставшем родным домом мужа и свекрови. Ежедневными до-мостроевскими ритуалами и церемониями свекровь - блистательная Ольга Тумайкина - пытается навести ужас на домочадцев, но плохо ей это удает-ся. С каким-то ожесточением она наматывает на голову бедной Катерины кику (головной убор замужней), пытаясь укротить уже замеченные порывы невестки к непокорности. Девица дочь Варвара (Екатерина Нестерова) гуляет напропалую с Кудряшом (Евгений Пилюгин), сын Тихон (Павел Попов, который в этой роли заявляет о себе как об очень интересном артисте), затурканный материнской гипер­опекой и постоянными указаниями, только и рвется поскорее выбраться на волю.

Да и сама богатая купчиха несчастлива в своем доме: вдова, молодая еще, полная нерастраченных сил, она вынужденно подавляет либидо, хотя ее сосед – купец-самодур Дикой (Александр Горбатов) явно имеет на нее виды, да и она явно не прочь предаться любовным утехам. Но… положение обя-зывает, и мать семейства потихоньку «гнобит» свою молодежь, не испытывая, однако, никакого удовле­творения, ведь прекрасно понимает, какой «не-дотыкомка» ее сын, бесплодная невестка, ненадежная Варька, которая под конец сбежала-таки с любовником. Кабанихе, которую Ольга Тумайкина играет явно вопреки традиции русского театра (пример Веры Пашенной), очень тяжело жить в этом замкнутом мире крошечного городка Калинова, где новости приносит лишь странница. Ах, эта Феклуша! Всем Феклушам Феклуша! Очаровательный Евгений Косарев внес в довольно страшную историю нотку юмора. Как же озорно играет он странницу с ее «страшными» рассказами про «песьи головы», какие у него замечательные пластика и мимика! Вот, наверное, самый счастливый человек в этом сюжете! А уж текст, который вложил автор в уста Феклуши, звучит так современно, так актуально, просто диву даешься.

Есть в спектакле и совсем необычные моменты - например, появление «новых» персонажей. Кулигин, конечно, на своем месте. Его очень инте-ресно играет Юрий Красков в образе городского сумасшедшего. А вот обаятельнейший Кот, или Несчастный Счастливец (Виталийс Семеновс) – плод фантазии режиссера, как и Старый пес (Анатолий Меньщиков). Эти персонажи вносят в действие некоторое разнообразие, а Кот – единст-венное существо, которое до конца понимает терзания Катерины, будет рядом в момент ее смерти. Именно к нему потянется Катерина, потух-шая, брошенная всеми. Да, мужчина, которого она полюбила, запретной любви к которому отдалась со всем пылом, оказался слабаком. Леонид Бичевин играет его именно таким, и для Катерины это было последним ударом, толкнувшим на самоубийство. Даже не признание в грехе, кото-рое в спектакле сопровождается ударами грома и молнией в виде… россыпи сочных зеленых яблок. Так нетривиально режиссер решает знамени-тую сцену и так отдает дань своему учителю, выдающемуся режиссеру Сергею Женовачу. Кто бывал в его Студии театрального искусства, тот поймет, что это за яблоки. А мастер между тем сидел в первом ряду и, судя по всему, радовался за ученика. Как и зрители, которым новый спек-такль вахтанговцев точно пришелся по вкусу. Удача. Как и было сказано.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта