Меньше жевать, чтобы говорить!

Чем и как питались наши далекие предки? Эта тема все больше привлекает ученых, считающих, что диетические особенности могли сыграть важную роль в эволюции человека. В журнале Nature, например, появилась статья, авторы которой пытаются проследить связь между первыми кулинарными опытами ранних людей и развитием речевых навыков.

По мнению эволюционных биологов Дэниэла Либермана (Daniel Lieberman) и Кэтрин Цинк (Katherine Zink) из Гарвардского университета, появление технологии тепловой обработки пищи следует считать ключевым фактором, способствовавшим обретению речи. Когда наши предки научились раз-делывать мясо, добытое благодаря охоте, и готовить его на огне, их питание стало более калорийным, а готовка - менее трудоемкой. Пережевывание сырой пищи требовало гораздо больше времени и больше энергетических затрат, чем поглощение еды, приготовленной на огне. А таким умением овладел уже Homo erectus, ближайший предшественник Homo sapiens, или человека современного анатомического типа.

Научившись подвергать еду тепловой обработке, наши предки стали затрачивать на процесс пережевывания пищи гораздо меньше времени и уси-лий, а значит, отпала необходимость в острых зубах и мощной челюсти. Пищу, приготовленную на огне, можно было поглощать небольшими порция-ми, что привело к изменению лицевых структур и способствовало появлению речи, это в свою очередь могло повлиять на изменение формы и разме-ра головного мозга, утверждают авторы исследования. Именно тепловая обработка еды позволила человеку выделиться из среды других млекопи-тающих, напоминает Дэниэл Либерман, а поскольку способность жевать отличает млекопитающих от других классов животных, ученые определили это умение как чрезвычайно важный фактор в процессе эволюции.

Даже такие наиболее близкие человеку млекопитающие, как обезьяны, тратят на пережевывание пищи большую часть времени. Только люди смогли совершить этот выдающийся шаг – овладеть огнем и благодаря этому изменить диету. Человек избавил себя от необходимости долго жевать, нау-чившись готовить пищу на огне. Так что, не исключено, именно этот шаг дал человеку способность говорить.

Тщательное изучение диеты наших предков, считает другая группа ученых, чья статья опубликована в журнале Journal of Human Evolution, может про-лить свет на тайну исчезновения неандертальцев. Почему этот вид людей не дожил до нашего времени, что повлияло на исчезновение неандерталь-цев примерно 40 тысяч лет назад? Это, вполне возможно, стало следствием их диеты, считают ученые во главе с профессором Эрве Бокеренсом (Herve Bocherens) из Зенкенбергского центра эволюции человека и палеосреды при Тюбингенском университете. Профессор Бокеренс и его коллеги проанализировали окаменелости, найденные при раскопках в Бельгии.

Палеонтологи обнаружили многочисленные костные останки мамонтов, шерстистых носорогов, диких лошадей, европейских бизонов, гиен, волков, медведей… В этих же геологических слоях были найдены и скелетные останки неандертальцев, что позволило провести сопоставительный анализ. Изотопное исследование коллагена, входящего в состав костей, зубов и хрящей неандертальцев, убедило, их пища отличалась от той, которой пита-лись хищники. Такой вывод опровергает ранее существовавшие представления о том, что неандертальцы питались тем же, чем и дикие звери. Но, как выяснилось, последние охотились в основном на более мелких животных, а неандертальцы - на крупную добычу, например на мамонтов и шерстистых носорогов, то есть питались мясом крупных травоядных животных. Анализ костей показал: примерно пятую часть рациона неандертальцев составля-ли растения, то есть неандертальцы на 20% были вегетарианцами.

Это очень важный вывод, полагают авторы исследования: пища неандертальцев отличалась от рациона других млекопитающих. Не исключено, что именно диета повлияла на то, что этот вид человека оказался неконкурентоспособным, не дожил до наших дней, разве что мы обладаем небольшой долей генов, доставшейся нам в наследство от неандертальцев. Сами же они остались лишь в истории.