Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Курортный оброк

Куда податься в отпуск среднестатистическому россиянину?

Роман КОРОЛЕВ

Уже в 2015 году число россиян, отдыхавших за границей, сократилось почти на треть, а этим летом путевка в зарубежье может стать еще затратнее. О возможном подорожании цен на авиабилеты сообщил на прошлой неделе «Аэрофлот». Российские курорты этим летом могут оказаться переполнен-ными, а туристическую область Крыма и Кубани ждет коллапс, предрекают эксперты.

Генеральный директор авиакомпании Виталий Савельев объяснил, что перевозчик может пойти на такой шаг из-за роста цен на услуги аэропортов. 21 февраля вступил в силу приказ ФАС, отменивший государственное регулирование сборов за взлет-посадку, авиационную безопасность, стоянку судов и услуги аэровокзального комплекса в аэропортах Московского авиационного узла. Крупнейшие аэропорты тут же воспользовались этой воз-можностью. «Домодедово» в марте подняло сбор за взлет-посадку на 15%, за авиационную безопасность – на 26%, а с 30 марта поднимет сбор за аэровокзальный комплекс для международных линий на 27%, а для внутренних – сразу на 43%, рассказал менеджер российской авиакомпании и подтвердил представитель аэропорта. «Шереметьево» с 1 апреля поднимет тариф на взлет-посадку на 12%, на авиабезопасность – на 3%, на аэрово-кзал – на 9%, говорят менеджеры двух перевозчиков.

В результате для среднемагистрального самолета с загрузкой 60 – 70% стоимость рейса в «Домодедове» вырастет примерно на 12000 руб., в «Ше-реметьеве» – на 6000 руб., это рост почти на 20 и 10% соответственно, подсчитал менеджер одного из авиаперевозчиков.

Крайними в такой ситуации, как обычно, окажутся пассажиры. Летать себе в убыток «Аэрофлот» не может, объясняет Савельев, так что лишние расхо-ды придется включать в стоимость билета. В руководстве авиакомпании серьезно обеспокоены тем, что новая цена окажется для многих пассажиров неподъемной, и они просто никуда не полетят. Савельев призвал аэропорты отказаться от новой ценовой политики и сообщил, что авиакомпания уже обратилась в правительство с просьбой разобраться в ситуации.

Совладелица авиакомпании S7 Наталия Филева в свою очередь заявила, что от роста тарифов пострадают в конечном счете все россияне: даже те, кто на самолетах никогда не летал и не собирался. Авиаперевозчики начнут банкротиться, а их долги придется оплачивать из бюджета, как это проис-ходит сейчас с «Трансаэро».

Повышать ли цены на билеты, в руководстве «Аэрофлота» окончательно еще не решили, перевозчику нужно сначала провести тщательный монито-ринг рынка. Примечательно, что новость о возможном удорожании поступила как раз за два месяца до начала отпускного сезона: покупка авиабиле-тов именно за такое время до полета в большинстве случаев является оптимальной. Пока авиакомпания берет время на раздумья, тем россиянам, которые купить билет до места отдыха еще не успели, остается только посоветовать с этим поторопиться.

- Государству, конечно же, следует контролировать рост цен на авиабилеты, - считает глава Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков, - но не прямым установлением цены, что было бы возвратом к плановой экономике, а созданием условий для честной конкуренции. В данном случае несколько крупнейших аэропортов, между которыми поделен рынок, синхронно подняли цены на свои услуги. Можно предположить, что их действия являются скоординированными. ФАС следовало бы обеспокоиться этим случаем и определить, не являлось ли это картельным сговором. Что же касается доступных цен на билеты, то я считаю, что российскому рынку пошел бы на пользу допуск в страну (может быть, с определенными условиями и ограничениями) зарубежных компаний-лоукостеров. Хотя бы на те направления, которые у российских авиакомпаний популярностью не пользуют-ся. У нас есть один-единственный лоукостер «Победа», но это российская компания, со своим специфическим менталитетом, а нашим перевозчикам уместно было бы поучиться у зарубежных коллег. Складывается абсурдная ситуация, когда перелет на аналогичное расстояние в Европе стоит в не-сколько раз дешевле, чем в России.

При этом зарплаты российских пилотов ниже, а топливо у нас дешевле.

«МП» уже писала о том, что цены на авиабилеты у разных авиакомпаний в 2015 году увеличились в среднем на четверть. Дальнейшие колебания цены могут привести только к тому, что россияне начнут вовсе отказываться от отдыха за границей до лучших времен. Помимо финансового вопроса, есть и политический: на самые популярные среди россиян дешевые безвизовые курорты Египта и Турции туристические путевки больше не продаются.

Согласно данным соцопроса, проведенного Ассоциацией туроператоров России, самыми популярными среди россиян направлениями ближайшим летом оказались Кипр, Кубань и Греция. Замыкают пятерку лидеров Крым и Болгария. Полноценной заменой утраченным направлениям эти страны станут вряд ли: Болгария и Греция требуют шенгенской визы, получить которую удается не всем россиянам. Визовые требования Кипра проще, но тоже оборачиваются дополнительной тратой денег и времени.

Патриотично отдохнуть летом на Родине может оказаться не меньшей проблемой, чем за границей. По словам вице-премьера Ольги Голодец, выезд-ной туризм в прошлом году сократился на 31% (5,6 миллиона человек), зато в туристическую поездку по родной стране предпочли отправиться на 50 миллионов человек больше, чем в прошлом. При этом власти признают, что стать полноценным импортозамещением российские курорты пока не готовы. Как заявил в январе заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Алексей Конюшко, аэропорты, пляжи и гостиницы Крыма уже работают на пределе своих возможностей. Увеличение числа отдыхающих более чем на 150 тысяч человек ближайшим летом может привести к коллапсу туристической отрасли полуострова и серьезному ухудшению качества услуг. Гостиницы Краснодарского края этим летом тоже могут про-сто не вместить всех желающих, признал глава Рос­туризма Олег Сафонов.

В конце прошлого года это ведомство предлагало перенаправить туристов с закрывшихся популярных направлений на курорты Северного Кавказа. В регионе планируется строительство четырех масштабных туристических кластеров. Вот только не успел еще курортный сезон начаться, как уже выяс-нилось, что тех россиян, которые решат сменить горячий египетский песок на минеральные источники Ессентуков, может ждать неприятный сюрприз.

В Министерстве по делам Северного Кавказа предлагают обложить отдыхающих «курортным сбором». Если законопроект окажется принят, турист, остановившийся в гостинице или на базе отдыха Минвод, Пятигорска, Кисловодска или Ессентуков, обязан будет платить 150 руб­лей в сутки за пользование природными лечебными ресурсами. Собранные деньги пойдут на содержание курортов, озеленение или строительство дорог. Сумму сбора в Минкавказа называют незначительной, но она кажется такой только на первый взгляд: семье из четырех человек, например, за то, чтобы съездить на лечебный курорт, придется выложить дополнительно 8400 рублей. Эксперимент может стартовать уже этим летом, и если он окажется удачным, распространить его предлагается и на другие регионы.

Куда в таком случае податься в отпуск среднестатистическому россиянину? Вопрос, похоже, риторический: ни за границей, ни на Родине российских туристов с распростертыми объятиями не ждут. На худой конец поехать отдыхать всегда можно и за город – дикарем и с палаткой: подмосковные власти, к счастью, пока не взимают «курортного сбора» за купание в речке или прогулку по лесу. Пока?

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта