Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Цены для бедных

Инфляция в марте составила 2,7 процента

Ирена ТАТОНОВА

В прошлом году в стране наметилась тенденция к росту бедности. А цены для бедных растут быстрее. Такие выводы сделали специалисты Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ в регулярном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения. Думается, в этом году ситуация для многих россиян тоже остается сложной.

По информации института, рост цен и падение реальных денежных доходов населения привели к тому, что в январе - сентябре 2015 года уровень бедности существенно увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составил 14,1 процента, что выше уровня бедности в соответ-ствующие периоды 2008 - 2014 годов.

К сожалению, существующая модель исследования не позволяет делать более оперативный мониторинг. Однако это компенсируется скрупулезно-стью работы. В основе доклада – анализ регулярных статистических данных Росстата и специальное мониторинговое обследование населения, кото-рое проводит институт.

В исследовании отмечается, что для бедных потребительские цены растут быстрее: по сравнению с аналогичным периодом 2014 года в сентябре 2015-го они выросли на 15,7 процента, а величина прожиточного минимума в III квартале – только на 17,5 процента.

Доля тех, кого в разной степени затронул кризис, в совокупности достаточно высока: в ноябре 2015 года она достигла 75 процентов, в том числе по-страдавших от кризиса в сильной степени - 31 процент.

Снижение размера оплаты труда (включая премии, надбавки и прочие выплаты) отметили четверть опрошенных. Причем не радует представленная институтом динамика. Сравните сами: в ноябре 2015 года это 23 процента, а еще в феврале 2015-го – всего 14,4 процента. Увеличивалась также доля респондентов, сообщавших о потере работы: в феврале 2015-го таких было около 9 процентов, а в ноябре – уже 13,7.

Авторы исследования отметили: население не выработало эффективной практики социально-экономического поведения, которая могла бы помочь адаптироваться к новой экономической ситуации.

На мой непрофессиональный взгляд, народ все же изменил линию поведения в связи со сложившейся непростой экономической обстановкой. И тут выявляются две тенденции.

Одна группа людей стала больше экономить и сберегать. В таких семьях пересмотрели свои расходы, оптимизировали их и начали жить по строго лимитированным средствам. Кто-то, чтобы не очень затягивать пояса, ищет при этом еще и дополнительный заработок.

Другие делают все наоборот: заработанное тут же спускают, считая, что «овеществление» денежных средств – единственно верный в кризис вариант. Ведь финансовые средства обесцениваются, банки закрываются. А тут купил ящик мыла, сто упаковок гречки или жене новую шубку, и проблема с инвестированием решена. На худой конец в доме всегда окажется продуктовый запас, а в мороз будет что надеть.

Кто из двух этих категорий населения полезнее для экономики страны – вопрос спорный. Одни своей экономией улучшают общую картину с задол-женностями и закредитованностью, потому что не любят быть должниками. Другие позволяют хоть на каком-то уровне держаться потребительскому спросу.

Хуже всего, конечно, людям совсем бедным. Для таких цены росли быстрее не только в прошлом или каком-нибудь другом году. Любой экономиче-ский кризис сразу делает бедных еще беднее в первую очередь. И, по нашему мнению, нынешний год, точнее - три его первых месяца, тоже пока не принес кардинальных перемен к лучшему.

За предыдущие два месяца, по нашим подсчетам, продуктовая инфляция составила 1,64 процента. В марте эта цифра оказалась выше – 2,7 процен-та. Потому что цены на многие продуктовые позиции продолжают расти.

По данным Росстата, за неделю с 22 по 28 марта выросли цены на гречневую крупу (1,2 процента). Чай подорожал на 0,6 процента, мороженая рыба – на 0,4 процента. Сыры, карамель, шоколадные конфеты – на 0,3 процента. Из овощей подорожала морковь.

Статистики называют и подешевевшие продукты. Это свинина, яйца, сахар, куры и пшено, помидоры и огурцы. По поводу курятины и свинины – мож-но согласиться. Но не с овощами: по нашим наблюдениям, цена на огурцы остается стабильной, а помидоры даже вздорожали. Ну, понятно, что по регионам данные Росстата могут расходиться: ведомство же дает средние цифры по стране.

Как мы уже сказали выше, по нашим подсчетам, инфляция в марте составила 2,7 процента. В основном за счет бензина, который и по данным Росста-та подорожал в ушедшем месяце. Наша норма в 50 литров стала дороже на 15 рублей.

А с 1 апреля еще и повысились акцизы на автомобильный бензин. Определенно цены опять подскочат. Ведь стоимость топлива всегда сказывается на дальнейшей стоимости самых разных товаров и услуг. И опять это первыми ощутят на себе люди с минимальными доходами, ряды которых, к сожа-лению, умножились.

Таблица изменения цен на основные потребительские товары, входящие в условную потребительскую корзину жителя города Москвы*

Наименование товара/Усредненный недельный расход/Стоимость на 25 февраля/Стоимость на 30 марта

Мясо (свинина)/1 кг/523/520

Мясо курицы (окорочка)/2 кг/170/340/168/336

Сельдь /0, 8 кг/270/216/270/216

Яйца куриные/10 штук/77/77

Молоко коровье /2 литра /66/132/66/132

Масло сливочное /0,2 кг (пачка) /120/122

Сахарный песок /0,5 кг/54/27/54/27

Сыр отечественный /0,3 кг /542/162,6/545/163,5

Картофель /3 кг / 42/126/42/126

Свекла /0,2 кг /42/8,4/42/8,4

Лук /0,2 кг /42/8,4/42/8,4

Капуста /2 кг/48/96/48/96

Яблоки /0,5 кг /96/48/100/50

Макаронные изделия /1 кг / 76/78

Гречка /1 кг /56/58

Рис /0,5 кг /84/42/84/42

Чай черный байховый/2 пачки по 100 г/89,5/179/91,5/183

Масло подсолнечное /0,5 литра/105/52,5/105/52,5

Хлеб «Нарезной» /3 батона / 26/78/26/78

Хлеб «Дарницкий» /2 буханки /29/58/29/58

Водка /0,5 литра /300/300

Проезд на общественном транспорте (метро) /20 поездок /650/650

Бензин «Аи-95»/50 литров/37,45/1877/37,75/1892

*Выбрано для человека среднего возраста, нормального телосложения в расчете на неделю.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта