Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Жизнь по карточкам

В отделениях «Сбербанка» клиентам отказывают в выдаче сберкнижки?

Роман КОРОЛЕВ

С конца прошлого года в «МП» регулярно поступают жалобы от наших читателей пенсионного возраста. В отделениях «Сбербанка» им отказываются выдавать новые сберкнижки после того, как заканчивается действие старой, убеждая перейти на банковскую карту. Осваивать новые технологии многие уже не в состоянии. В «Сбербанке» отрицают, что прекратили выдачу сберкнижек, но получение таковых от сотрудников банка превращается для пожилых людей в неразрешимую проблему.

17 марта в нашу «Книгу жалоб» обратилась пенсионерка Нина Ивановна, живущая на Ореховом бульваре (ЮАО).

- Что за издевательство устроили пенсионерам со сберкнижками? Мне 80 лет, книжка закончилась, и новую в «Сбербанке» оформлять не хотят кате-горически! - говорила женщина, едва сдерживая слезы. - Дают вместо этого какие-то листочки, квиточки, каждый раз я должна просить кого-то, что-бы мне пенсию сняли. Ведь был уже решен вопрос, писали, что сберкнижки оставляют. Но их нет! Дошло до того, что кассир в банке говорит: идите в киоск «Роспечати», покупайте сами там. А в киосках этих продавцы пальцами у виска крутят – у них только обложки продаются за 350 рублей, бутафо-рия сплошная. Кому мы так сильно в «Сбербанке» насолили, что над нами так издеваются в конце жизни?! Ну не могу я пользоваться карточкой! Пин-коды эти запоминать, в банкоматах на кнопки тыкать. Неудобно мне, и вижу плохо.

После того, как эта история была опубликована, на газету обрушился целый шквал звонков.

Точно с таким же отношением, как оказалось, столкнулась и Дебора Зиновьевна с Ленинградского проспекта, 77. Ее сберегательная книжка закончи-лась, оформлять новую в банке категорически не хотят. Женщине уже 83 года, она плохо видит и с трудом ходит. Проверить баланс своей карточки она не может самостоятельно, и каждый раз ей приходится идти в банк для того, чтобы ей посмотрели остаток средств. Все это представляет для пожилой женщины существенные затруднения...

К просьбе вернуть пенсионерам сберкнижки присоединяется и Татьяна Федоровна с 1-й Новокузьминской улицы (ЮВАО):

- Мне 83 года, хожу с большим трудом. Повезло мне хотя бы в том, что у меня отделение «Сбербанка» через дорогу, но даже это расстояние пройти тяжело. Когда у меня закончилась книжка, сначала мне записывали всю информацию на обратной стороне обложки, а потом стали выдавать отдель-ные листочки, а новой книжки не дают. Так продолжается уже два месяца, это все страшно неудобно, квиточки эти надо подкалывать, иначе они теря-ются. Книжки, по слухам, есть в отделении на улице Скрябина, но вот туда я дойти уже не смогу. Почему на старости лет с нами так обращаются?!

- Это хулиганство просто какое-то! – возмущается Антонина Ильинична с Сумской улицы, дом 6, корпус 4. – Я уже жаловалась в «МП» на то, что мне выдавать новую сберкнижку просто отказываются - говорят, нет у них. После того как в очередной раз услышала отказ, я им в отделении говорю: «Я на вас в газету пожаловалась!». И только после этого, хотя и очень нехотя, мне книжку наконец выдали. Вывод я из этого делаю очень простой. Книжки у них на самом деле есть, все они врут, а нас на «пластик» просто заставляют переходить в добровольно- принудительном порядке. Как они не пони-мают, что у нас для этого возраст уже не тот!

Наталье Алексеевне отказали в услуге автоматического перечисления денег со сберкнижки за коммунальные услуги, сказав, что она действует только с карточки:

- Я проживаю на Госпитальном валу, дом 3, корпус 7. Ближайшее отделение «Сбербанка» находится у нас на Большой Семеновской. Про само отде-ление ничего плохого сказать не могу, люди там работают очень вежливые, многих из них я знаю уже 15 лет. Но, к сожалению, они вынуждены испол-нять указания, которые им поступают из центрального офиса этой организации. Раньше у нас в «Сбербанке» была оформлена такая услуга, что все платежи за коммуналку оплачиваются автоматически, а к нам домой просто приходят счета, и мы подтверждаем, что все правильно. Полтора года назад умерла моя мама, и я решила переоформить эту услугу на себя, чтобы счета за квартплату оплачивались с моей сберкнижки. Позвонила в офис Сбербанка, мне сказали, что эту услугу отменили еще весной 2014 года, и мне нужно переходить на пластиковую карту. Тон общения был очень аг-рессивный. Нам, пенсионерам, постоянно пытаются навязать пластиковые карты, хотим мы этого или нет. Навязали ее в конце концов и мне, но я даже не помню, как ею правильно пользоваться! Со сберкнижкой же все было предельно удобно и наглядно: сразу видно, сколько тебе денег пере-числили и за что.

В свою очередь, в «Сбербанке» отрицают, что прекратили выдавать свои клиентам сберкнижки. В пресс-службе нас заверили, что такая ситуация могла возникнуть в исключительных случаях из-за того, что в отделении закончились чистые бланки:

- Решения о прекращении выдачи сберегательных книжек Сбербанком не принималось, - разъяснила «МП» представитель пресс-службы Сбербанка Полина Тризонова. - Сберегательная книжка фактически является символом банка. Конечно, с течением времени, развитием технологий ее смысл и назначение изменились. Сейчас все больше клиентов пользуются банковскими картами и удаленными каналами обслуживания, в которых открывают вклады и совершают все необходимые операции по счету вклада, отслеживают поступления средств и остатки - им сберегательная книжка не нужна.

- При этом среди наших клиентов есть люди, для которых она означает многое, которые привыкли к ней, которым удобно отслеживать все свои опе-рации и остаток по счету именно в формате сберегательной книжки, - продолжает сотрудник пресс-службы. - Как правило, это люди пожилого воз-раста. Банк с уважением относится к желаниям своих клиентов, поэтому не планирует полностью отказаться от сберегательной книжки. Для получе-ния периодических выплат (заработной платы, пенсии, пособий и т. п.) банк предлагает своим клиентам оформить банковскою карту, так как это удобно в первую очередь для клиента: обо всех зачислениях и списаниях с карты клиенту будет приходить сообщение на указанный номер мобильно-го телефона, клиент сможет оплачивать покупки в торговых точках, получать наличные деньги в широкой сети банкоматов Сбербанка без очередей и независимо от режима работы филиалов, оплачивать коммунальные услуги в банкоматах, платежных терминалах и интернет-банке «Сбербанк Он-лайн» и многое другое. Отказ сотрудника в выдаче сберегательной книжки при оформлении счета или вклада может быть вызван в том числе и тем, что в офисе закончились пустые бланки. Подобная ситуация является исключительной и для решения вопроса клиент может обратится напрямую к руководителю офиса, либо оставить запись в Книге предложений. Также оценить работу офиса клиент может, позвонив в контактный центр банка 8-800-555-55-50 или на сайте, воспользовавшись формой обратной связи.

Если такая ситуация действительно является исключительной, откуда же могло появиться такое количество одинаковых жалоб, озвученных нашими читателями из разных уголков Москвы? Вряд ли это просто коллективные фантазии. И отношение, с которым сталкиваются все эти пенсионеры в отделениях банка, трудно назвать уважительным.

Для представителей молодого поколения банковская карта действительно гораздо удобнее, чем сизая брошюрка. Однако пожилых людей, которые не умеют и по многим причинам не хотят на старости лет учиться пользоваться компьютером и интернетом, даже в Москве до сих пор очень много, а уж в провинции такое явление распространено повально. Сотового телефона у пенсионера тоже может не быть, и с банковским терминалом не каж-дый пожилой человек разберется без посторонней помощи. Кстати, низкая грамотность пенсионеров в обращении с банковской картой может при-вести и к печальным последствиям. На просторах сети, например, распространены жалобы людей на то, что банк выдал их пожилым родителям кре-дитную карту. Пенсионер не понял, что это такое, решил, что это не банковские деньги, а прибавка к пенсии, радостно все обналичил и попал в ог-ромные долги.

В Обществе защиты прав потребителей нам также подтвердили, что жалобы на невыдачу сберегательных книжек носят массовый характер:

- Действительно, проблема знакомая, и уж если до меня доходят звонки с такими жалобами, то я понимаю, что они носят массовый характер, - сооб-щил юрист ОЗПП Дмитрий Лесняк. – Сама по себе форма использования сберегательных книжек для расчетов с банком у нас в стране не упраздня-лась, никаких изменений на этот счет Гражданский кодекс не претерпел. Сотрудники банка отказывают пенсионерам по формальным основаниям: мол, в отделении нет чистых бланков для выдачи сберегательной книжки. Никаких правовых оснований для такого отказа не существует. Навязанной услугой перевод на банковскую карту я бы не назвал, ведь если это пенсионер, то обслуживание карточки для него все равно остается бесплатным. Банк руководствуется в данном случае не какими-то корыстными интересами, а желанием упростить свой документооборот. Вместе с тем я прекрас-но понимаю этих пенсионеров, научиться пользоваться банковской картой в преклонном возрасте действительно тяжело, для этого требуются зачат-ки компьютерной грамотности, которых у них нет. Если в одном из отделений банка человеку отказались выдать сберкнижку, я бы порекомендовал обратиться в главное отделение с письменной жалобой. Такую жалобу можно направить как по почте, так и через интернет на сайте банка (для этого пенсионер может воспользоваться помощью своих родственников). Если жалоба будет проигнорирована, можно обращаться в Центробанк, который является руководящим органом для всех российских кредитных организаций. Правда, практика показывает, что на жалобы в этой организации реа-гируют очень медленно и неохотно. Чисто теоретически возможен и вариант судебного иска, но мне о таких процессах ничего не известно по очевид-ным причинам: для пожилого человека он окажется несоразмерно долгим и затратным.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта