Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

«Европа — Азия — Россия: большой поворот»

Александр ВИТАЛЬЕВ

Запад стремится продать. Восток покупает. Но не товар - продавца.

Семейный бизнес по-новому

В прошлом году во Франции была очень популярна комедия «Безумная свадьба» об отношениях в буржуазной семье, куда на правах зятьев попадают араб, еврей, китаец и африканец. В комедии, оригинальное название которой «За что, господи?», в конце, как и положено, хеппи-энд. Все пляшут и поют, а еврей с арабом, которым банк кредита не давал, даже запускают семейный бизнес - на деньги китайца!

Гротеск оказался точным. Как большая лупа, он отразил новую реальность: поворот в экономических отношениях Запад - Восток. Денежные потоки потекли вспять. Туризм, торговля, большой бизнес - перемена вектора налицо.

Антикварная пастораль

Половина объема выплат duty-free в Европе сегодня приходится не на русских и арабов, а на азиатских туристов. На праздновании 100-летия блоши-ного рынка в Париже выяснилось, что самые крупные клиенты - из Азии. Торговцы из Поднебесной специально приезжают во Францию покупать ази-атский антиквариат - то, что вывезли из Индокитая в колониальные времена.

Тенденция замечена. В Паттайе работает европейский антикварный магазин. «Прикладные ценности» старого континента - мебель, посуда, часы, даже старинный «Рено» - все на продажу. У тайской буржуазии купить что-нибудь из европейского антиквариата - в тренде. Торгуются упорно, поку-пают дешево, но при этом средняя сумма покупки - несколько тысяч евро. Для сравнения: в Греции закрылась сувенирная фабрика, когда выясни-лось, что из-за кризиса люди не делают подарков дороже десяти евро. Поэтому старина из Бордо регулярно приходит в Таиланд целыми контейне-рами.

Здесь торгуются

Азия превратилась в богатого покупателя. Но антикварная торговая пастораль - лишь внизу. В мире большого бизнеса нравы жестче и ставки выше. Покупатель не только диктует свою цену. Часто он покупает продавца - контрольный или блокирующий пакет его фирмы. Ну или как минимум его производство, технологии.

И когда рассуждают о трудностях взаимоотношений России с азиатскими партнерами, их жесткости в переговорах, неуступчивости в ценах, стоит помнить: это не только нас касается. Таковы сегодня общие тенденции на «самом динамичном в мире» азиатском рынке. Это ярко показал прошед-ший недавно в Сингапуре авиасалон. Собравший более 1000 участников из почти 50 стран, салон объявил о контрактах на 12,3 миллиарда долларов. И некоторые сделки почти буквально воспроизводили бизнес-схемы из кино.

Морские крылья

Клод Дорнье был одним из пионеров мировой авиации. Знаменит тем, что первым придумал «летающие лодки». Специально под талантливого со-трудника работодатель Клода - граф фон Цеппелин создал в 1914 году фирму, положившую начало вековому семейному бизнесу Дорнье. На счету фирмы разработка более 100 типов самолетов, в том числе 25 типов «летающих лодок».

Дело создания самолетов-амфибий продолжили сын Клода - авиаконструктор Клодиус Дорнье и внук - Конрадо. Внук тоже посвятил амфибиям всю жизнь, и в 1990 – 1991 гг. получил на последнюю модель, спроектированную по чертежам отца, сертификаты в США и Европе. Но потом дело встало почти на четверть века. Несмотря на легендарное имя и вековой опыт, денег на проект не давали.

Они появились только в 2013-м, с приходом в бизнес государственных инвесторов из китайского провинциального города Уси. Когда-то этот город в низовьях реки Янцзы назывался Юси (в переводе – «есть олово»), потому что именно олово там и добывали. Потом оловянные рудники выработали, название сменилось на Уси («нет олова»), а власти стали искать новые пути развития. В конце концов решили сделать город центром авиастроения.

И тогда-то проект Дорнье обрел поэтическое название «морские крылья» и финансирование. Роли в созданном три года назад СП распределились так: германская сторона - технологии, ноу-хау, ресурсы и производство. Сначала - в Германии, потом - в Китае. Китайская сторона, как уточняет пресс-релиз фирмы, оказывает «финансовую поддержку» и «разделяет совместный дух предпринимательства».

Объявляя на Сингапурском авиасалоне о начале производства амфибии, Дорнье-внук, обращаясь к китайским партнерам, сказал, что «благодарен им за возможность начать новую эру в жизни легендарных летающих лодок Дорнье»... Партнеры ответили: «работа взаимовыгодна», «благодаря про-изводству амфибий в Уси мы сможем значительно способствовать технологическому прогрессу и росту Китая».

В том же духе

Под стать этой были и некоторые другие новости, озвученные на авиасалоне. Сингапурская фирма купила одного из немецких поставщиков Эйрбас. Он поставляет панели для всех (!) типов самолетов, выпускаемых авиастроительным гигантом.

Прошла реструктуризация компании «Амеко Бейжинг», одной из крупнейших в мире по обслуживанию и ремонту авиатехники. Компания была созда-на как совместное предприятие «Эр Чайна» и «Люфтганза текникс» еще в 1989 году. Сейчас доля немецкой стороны сокращена с 40 до 25%, при этом «инвестиции останутся прежними» и «передача технологий, опыта и ноу-хау продолжится», сообщил глава новой компании, вице-президент «Эр Чай-на» Че Вей Хи.

Трудный рынок

Мысль о том, что в Азии трудно, красной нитью проходила через все выступления на бизнес-форуме Сингапурского авиасалона. Новички интересо-вались, как войти на рынок. И вот что слышали в ответ.

«Качество продукции - только входной билет. Ecли у вас его нет, вы уже проиграли. Но 70 процентов времени - это переговоры о цене», - говорил управляющий директор «SR Текникс» (Малайзия ) Кристиан Мейер.

«Чтобы работать в Китае, - поддерживал его главный исполнительный директор «Амеко Бейжинг» Андреас Мейзель, - лучше наладить производство на месте. Нужно время, инвестиции, надежность и очень важна цена».

«По большому счету речь идет о принципиально новом тренде – «покупке развития», - резюмирует вице-президент по развитию бизнеса американ-ской корпорации LOCKHEED- MARTIN Ллойд Лим. - Раньше развитие было последовательным: страна должна была построить свои ступеньки научно-технического прогресса и постепенно подниматься по ним все выше. Сейчас технологии и производство можно купить. И все предпочитают именно такой путь».

Так рисуют новую экономическую карту мира. Где находится на ней Россия? Об этом - во второй части заметок нашего обозревателя.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта