Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Атмосфера анимационного кино

Елена БУЛОВА

30 марта в Белом зале Дома кино пройдет «Эхо XXI Открытого российского фестиваля анимационного кино». Праздник анимации начнется по горячим следам самого фестиваля, который будет проходить в Суздале с 16 по 21 марта. Наш кинообозреватель беседует с директором смотра, одним из самых успешных продюсеров российского анимационного кино, Александром Герасимовым.

- Александр Петрович, суздальский анимационный фест – самый крупный в отрасли и к тому же один из старейших. Но вы постоянно обновляетесь и каждый год меняете тематическое направление: празднуете столетие анимации, увлекаетесь спортом, расширяете границы, поворачиваетесь лицом к комиксам и граффити. Тематика нынешнего – игра. Почему?

- Стараемся не забронзоветь и несколько последних лет придумываем новую концепцию. В этом году выбрали широкое понятие «игра». С одной сто-роны, «вся наша жизнь – игра», с другой - в основе анимации тоже лежит игра. Игра воображения режиссера, актерская игра художника–мультипликатора, компьютерные игры, тесно связанные с анимацией.

Кроме того, игра – это всегда весело, а нам хочется оставаться радостными, задорными и чтобы люди на фестивале получали бы положительные эмоции.

- В программе нынешнего года обнаруживается резкий всплеск количества сериальных брендов. Как вы это объясняете? Что глобального происходит в отрасли, если взять период в 12 - 13 лет?

- То есть с появления сериального движения и первых «Смешариков»? За 12 лет произошел приличный скачок в производстве коммерческой индуст-риальной анимации. Я имею в виду и сериалы, и полнометражные анимационные фильмы. Создались предпосылки для индустриального развития, анимация наконец-таки становится рыночным сегментом в нашей стране.

Отсюда – постоянное присутствие сериалов и на нашем фестивале. Нам было подано 35 сериальных заявок, из которых 27 будут показаны впервые. Это в два раза больше, чем в прошлом году, но тут еще возникает и феномен огромного числа абсолютно новых сериалов.

О чем это говорит? Студии, которые раньше занимались авторской анимацией, стали поворачиваться в сторону анимации индустриальной.

- Видимо, тут сказывается экономическая составляющая?

- Ну, на авторской анимации точно не заработаешь. Заработать можно на сериалах. Люди хотят слезть с государственной иглы в плане финансирова-ния, хотя эта игла, если честно, очень тоненькая. Они хотят делать продукцию, которая покупалась бы за приличные деньги, в том числе и за рубежом. И чтобы на основе ее можно было бы делать вторичные продукты – мерчандайзинг, лицензирование, производство игрушек.

- И много российских студий пошло по этому направлению?

- Их становится все больше. В том числе и среди тех, которые до этого занимались игровым кино, они тоже пробуют себя в анимации.

Кстати, есть и еще одна очень интересная тенденция, которую мы будем глубоко анализировать в рамках деловой программы: вот уже год-полтора телеканалы и медиахолдинги стали сами заниматься производством анимационных сериалов. Для этого они либо создают у себя какие-то подразде-ления, либо опираются на собственные подрядные организации, продвигая самостоятельно свою продукцию. Это та модель, которая работает во всем мире, а у нас она только-только зарождается.

- Чем это выгодно?

- Судите сами: все минувшие годы сериалы делались студиями на свой страх и риск: авось телевидение возьмет, авось продукт «выстрелит». Есть тут примеры и хорошие, и похуже. А во всем мире производством сериалов уже давно занимаются прежде всего сами телекомпании.

- Здесь анимация повторяет модель игрового кино, поскольку за рубежом все серьезное кино практически полностью уходит на телевидение, и опро-сы показывают, что зрители готовы платить деньги за платные каналы, где демонстрируется качественный продукт. То есть кино, в котором есть над чем подумать.

- Кстати, в России стала высвечиваться еще одна любопытная тенденция, причем нами ожидаемая. Речь идет о производстве сериального контента для интернета. Что получилось в этом году? Мы вынуждены были три сериала перевести в категорию «прикладной анимации». Потому что в них про-слеживается явная образовательная направленность.

О чем это говорит? Появилось очень много продукции довольно-таки простенькой по качеству, дешевой к производству, но зато с явным развиваю-ще-обучающим уклоном.

- Последователей «Фиксиков»?

- Ну, «Фиксики» - это хай-класс в данной линейке. Я говорю о «Пожарной машине» (сериал «Машинки») режиссера Сафронова, «Роликах» (сериал «Аркадий Паровозов спешит на помощь») Евгения Головина, «Человек устроен просто» (сериал «Как устроен человек?») режиссера Меринова.

Даже по названиям видно, что это детские «обучалки». Сегмент обучалок выстрелил в течение последних полутора лет, особенно на YouTube. И эти развивалки, обучалки, считалки, раскраски родители спокойно ставят детям в интернете.

Думается, что вот эта продукция будет сейчас набирать обороты.

- В Суздале я была приятно поражена «преемственностью поколений», тем, как мастера «первого эшелона» общаются с детьми, находясь все время от них в шаговой доступности. Под их руководством дети занимаются в анимационных мастерских, и коллективное творчество показывается на це-ремонии закрытия.

- Вы абсолютно справедливо подметили эту, пожалуй, самую важную составляющую - такой атмосферы, как у нас, нигде нет. Потому что наше анима-ционное сообщество уникально само по себе, состоит из уникальных людей. В каждом присутствуют детская чистота и искренность в общении, неза-висимо от возраста, рангов, регалий. Если занимаешься анимацией, то ты – часть этой семьи, и это очень ценится всеми.

Аниматоров ведь мало, всего где-то 1500 человек на большую страну, и все они приедут на фестиваль. Это маленькое сообщество, и каждый член старается оберегать отношения. Мы очень дорожим этой атмосферой, которую «ухватили» еще в Тарусе в 1996 году, и стараемся ее поддерживать, вне зависимости от того, что фестиваль разрастается, особенно в части деловой программы. Стараемся совмещать современные тенденции, кото-рые отслеживаем, и творческий дух, атмосферу творческого «бульона».

Кроме занятий в детских мастерских, у нас запланированы обсуждения программы конкурса, проводимые мастерами. Юрий Норштейн и Михаил Тумеля будут разбирать студенческие и дебютные фильмы, а Костя Бронзит с Мишей Алдашиным – короткометражные. Это серьезный разговор: если фильм сделан плохо, то молодому режиссеру достанется по полной программе. Но это ведь все нужно, никто не обижается, потому что получа-ется хорошая, правильная, мудрая критика. Или похвала. Конечно, это все перетекает в частное общение, которое происходит во всех закоулках фес-тивального центра. Поэтому фестиваль и называется открытым: все мероприятия бесплатные.

- А чем будет удивлять деловая программа?

- Тут и научно-практическая конференция, куда приглашаем авторитетных искусствоведов, философов, теоретиков, чтобы поговорить о феномене анимации последних лет в культурологическом плане, в плане искусства вообще. И «панели», которые касаются сериального движения, - «Какие се-риалы нужны телеканалам?» (мы в этом году ждем в гости представителей всех телеканалов, занимающихся анимацией), и «панели», связанные с анимацией на YouTube.

Несмотря на то, что фестиваль позиционируется как профессиональный, мы большое внимание уделяем продукту, сделанному руками детей. В про-грамме «Утренняя зарядка» показываются лучшие фильмы, сделанные детьми в разных студиях России. В этом году вот затеяли еще и серьезный разговор, посвященный подготовке педагогов. Серьезная проблема, стараемся найти решение и выход. Потому что никому ведь не нужно объяснять, насколько важны занятия анимацией для творческого развития ребенка.

Будут любопытные презентации, начиная от проектов Гёте-института до презентаций международных кинорынков.

- А есть ли у москвичей, которые не доедут до Суздаля, возможность посмотреть все лучшее?

- Конечно, уже 30 марта, по горячим следам, в Белом зале Дома кино начнется «Эхо» фестиваля. Мероприятие очень популярно, зал на 600 мест все-гда битком набит детьми. И я в связи с вышесказанным хочу поблагодарить Министерство культуры РФ за ежегодную поддержку, без нее мы бы такой фестиваль не потянули. Поддерживая нас, они тем самым поддерживают всю анимацию, поскольку в нашей анимационной тусовке суздальский смотр позиционируется как «обязательный к посещению».

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта