Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

«Каменный гость»: возвращение

Ирина ШВЕДОВА

С 11 по 13 марта на Новой сцене пройдет премьерная серия представлений оперы Даргомыжского «Каменный гость». Большой театр уже обращался к этому произведению. Премьера состоялась 19 декабря 1906 года. Над спектаклем работали дирижер Вячеслав Сук, режиссер Иосиф Лапицкий и художник Константин Коровин. Спектакль шел всего три месяца и за это время был показан семь раз. Зато следующий «Каменный гость» стал для Большого театра знаковым. Постановка дирижера Марка Эрмлера и режиссера Олега Моралева (художник – Вильям Клементьев) оставалась в ре-пертуаре более двадцати лет (с 24 декабря 1976-го до 7 декабря 1999 года) и прошел 266 раз. Это был замечательный спектакль, в котором в разные годы блистали Владимир Атлантов, Алексей Масленников, Александр Ведерников, Артур Эйзен, Тамара Милашкина, Галина Калинина, Маквала Кас-рашвили, Тамара Синявская, Галина Борисова и многие другие звезды Большого театра. Над новой постановкой «Каменного гостя» работает моло-дой режиссер Дмитрий Белянушкин. Для него это уже третий спектакль в Большом театре, где он поставил «Историю Кая и Герды» и «Байки о лисе, утенке и Балде». Спектакль оформляют известные театральные художники Виктор Шилькрот и Ирэна Белоусова. Автор световой партитуры – Евгений Виноградов. За дирижерским пультом – Антон Гришанин (в Большом театре он уже осуществил постановки опер «История Кая и Герды», «Иоланта», балета «Герой нашего времени» и музыкального представления «Байки о лисе, утенке и Балде»).

История севильского аристократа Дона Хуана Тенорио стала одним из самых востребованных театральных сюжетов. Подсчитать все его вариации, когда-либо представленные на сцене, просто невозможно! Миф о Дон Жуане стал одним из любимейших в культуре, а образ героя – знаковым и все-объемлющим. Каждая эпоха находила в нем что-то свое. Из «озорника» он превращался в философа, из скептика – в неврастеника, из бунтаря – в пылкого влюбленного.

Идея оперы на этот сюжет возникла у Даргомыжского в 1863 году, однако за сочинение оперы он взялся лишь три года спустя – по словам автора, его пугала необычность и смелость задачи. Работа над оперой продвигалась медленно: состояние здоровья композитора начало стремительно ухуд-шаться. «Несмотря на тяжкое мое состояние, — я затянул лебединую песню… Вы поймете, что это за труд, когда узнаете, что я пишу музыку на текст Пушкина, не изменяя и не прибавляя ни одного слова. Большинство наших любителей музыки и газетных писак не признает во мне вдохновения. Рутинный взгляд их ищет льстивых для слуха мелодий, за которыми я не гонюсь. Я не намерен низводить музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды», - писал композитор друзьям.

17 января 1869 г. Даргомыжского не стало, композитор умер с раскрытой рукописью «Каменного гостя» на руках. Остались недописанными послед-ние одиннадцать стихов первой картины. По желанию композитора Кюи и Римский-Корсаков завершили оперу. А 16 февраля 1872 года она была впервые представлена в Мариинском театре. Вокруг оперы сразу возникла полемика: ее и отчаянно ругали, и превозносили до невероятных вершин. Слишком уж непривычным оказался «Каменный гость». Даргомыжский действительно попробовал «дело небывалое», он предложил совершенно иную модель театра – без классических оперных форм. В «Каменном госте» нет ни арий, ни дуэтов, ни ансамб­лей. Зато есть живая человеческая речь со всеми ее особенностями, интонациями, сменой настроений. Есть тонкий, хорошо выстроенный диалог. Есть невероятно точный психологический рисунок каждой роли. Эту камерную экспериментальную оперу можно назвать первой русской «музыкальной драмой».

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта