Наследство неандертальца

Несколько лет назад удивительная находка на Алтае, сделанная российскими учеными во главе с академиком Анатолием Деревянко, заставила пере-смотреть эволюционный путь, пройденный нашими далекими предками. Новые исследования, результаты которых были опубликованы в февраль-ском выпуске журнала Nature, дополняют эту картину.

Анализ ДНК костных останков, обнаруженных в алтайской Денисовой пещере, показал, что там некогда жили люди, чей генетический материал со-хранился лишь у современных меланезийцев, и то – в очень небольшом процентном соотношении. Этот вид людей, получивший определение «дени-совцы», вышел из Африки гораздо раньше последующих переселенцев, от которых непосредственно тянется ветвь Homo sapiens, то есть человека современного анатомического типа. Денисовцы, как выяснилось, скрещивались с неандертальцами, а предки современных людей – и с денисовца-ми, и с неандертальцами, последние оставили заметный след в нашем геноме.

И вот выясняется, что процесс был обоюдным. Сопоставление ДНК денисовцев, неандертальцев и современных людей показало: геном неандер-тальцев, живших на территории современной Сибири, испытал влияние сапиенсов. А это означает, что пути неандертальца и человека современного анатомического типа пересекались гораздо раньше, чем предполагалось. До сих пор ученые считали, что такая встреча произошла примерно 47 – 65 тысяч лет назад. Но эту дату придется сдвинуть назад вглубь тысячелетий: судя по всему, неандертальцы, мигрировавшие из Европы на Ближний Восток примерно 200000 лет назад, скрещивались там с предками современных людей еще 110 – 125 тысяч лет назад.

К такому выводу ученые пришли, сравнив генетический материал неандертальской женщины, жившей на Алтае, с геномами наших современников. Кроме того, в распоряжении международной группы исследователей была электронная база с генетическими данными 28416 американцев – выход-цев из Европы. Для сравнительного анализа был использован также генетический материал неандертальцев, обитавших на европейской части евра-зийского континента. Сегодня известно, что современные обитатели планеты, кроме коренных жителей Африки, чьи предки не выходили за пределы Черного континента, хранят в себе от 1,5 до 4 процентов неандертальских генов. Часть из них причиняет современному человеку немало неприятно-стей.

С доставшимися в наследство генами связаны, в частности, некоторые кожные заболевания, аллергические реакции или проявления депрессии. Оценивая эти характеристики, знаменитый палеогенетик Сванте Паабо (Svante Paabo) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка в Германии отметил, что в доисторическую эпоху проблемные для современного человека гены скорее всего выполняли защитные функции, но стали играть отрицательную роль под воздействием изменившихся условий жизни. Таковы, в частности, те неандертальские гены, которые ответ-ственны за повышенную свертываемость крови. Когда-то они помогали заживлению ран, полученных на охоте, они же спасали от кровоизлияния и большой потери крови при родах. В доисторические времена, когда срок жизни был весьма короткий, эти гены не становились причиной закупорки сосудов, как это происходит в наши дни, вызывая инфаркты и инсульты. Достались нам от неандертальцев и некоторые болезни мочевого пузыря, вызывающие боли при мочеиспускании. Нет оснований благодарить и за гены, ответственные за развитие рака кожи или предрасположенность к депрессивному состоянию.

Впрочем, не все гены, доставшиеся современному человеку от неандертальцев, вредят ему, есть и противоположные примеры, утверждает Сванте Паабо, ссылаясь, в частности, на два автономных исследования, опубликованные в журнале American Journal of Human Genetics. Речь идет о том, что у современных людей выявлены три архаичных гена, ответственных за иммунный ответ, когда организм противостоит поражению грибками, паразита-ми или бактериями. В данном случае можно только поблагодарить неандертальцев: их гены помогают нам сохранять здоровье.

Впервые доказано и влияние генов Homo sapiens на неандертальцев, что до сих пор не удавалось проследить. Любопытно, что сходство современно-го человека с алтайскими неандертальцами оказалось больше. А разделение неандертальцев за «западных» и «восточных» происходило в период от 68000 до 167000 лет назад.