Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

«Взбодрить» мастера

Уровень ремонтного сервиса сегодня далек от идеала во всех сферах

Ирена ТАТОНОВА

Аналитики отмечают: сегодня россияне стали чаще носить вещи в починку. Из-за упавших доходов покупательская способность снижается, народ все чаще предпочитает продлевать жизнь старому прибору или башмакам. Однако за годы потребительского бума многие ремонтные мастерские, судя по всему, превратились в некие непонятные конторы с неподготовленными специалистами, а то и вообще мошенниками.

Еще года два назад сунулась в металлоремонт с сумкой. У той оторвалась ручка – металлический штырек выскочил из металлического же гнезда.

- Не, мы только дубликаты ключей делаем, - лениво ответил мне молодой человек из мастерской, с трудом отрываясь от ноутбука, из которого выгля-дывала полуодетая популярная певица-иностранка. – Сумку не возьму.

После долгих уговоров он все же взял ее на осмотр. Подпорол подкладку, повздыхал.

- Не, не возьмусь, мне туда не долезть, ни с лица, ни с изнанки, - резюмировал «мастер».

Сумка, конечно, была не брендовая, но кожаная, года четыре назад стоила шесть тысяч рублей. И фасон мой любимый, и размер. Такое совпадение не каждый раз случается. Мне ее потом за пять минут починил совсем другой мастер – сантехник. Случайно речь зашла о сумке, так он с поломкой справился бесплатно за пять минут.

Недавно понадобилась услуга сапожника. К тому, что безропотно выполнял мои просьбы, не собралась: снег, скользко, ехать не очень близко в сто-рону области.

- Тут у нас в торговом центре появился новый мастер, - посоветовала соседка. – Даже шьет обувь на заказ.

Рискнула – и напрасно.

Принесла ему новые сапоги и говорю:

- Надо вшить кусочек кожи в левый башмак, чтобы голенище мне ногу не жало, она у меня после перелома.

- Зачем обувь портить? – расшумелся мастер. – Вот же у меня реклама – растяжка обуви. А вы хотите туда что-то вшить.

- А можно будет растянуть настолько, чтобы мне было комфортно? – спрашиваю.

- Конечно. Уж лучше, чем портить вставками.

Под его честное слово отдала сапоги на растяжку. Заплатила по квитанции 400 рублей за эту обувную экзекуцию. В назначенный день пришла, при-мерила – стало посвободней, но все равно больно.

- Ну, если еще тянуть, они могут и порваться, - обиженно сказал мастер. – Если хотите, растяну больше, но тогда уже ответственность с вами разделю пополам.

Я молча забрала сапожки и поехала к далекому, но покладистому сапожнику. Он без лишних слов и весьма аккуратно вшил мне тонкую полосочку кожи в башмак. Ему тоже пришлось заплатить за труд. А вот предыдущий мастер наварил на мне 400 рублей, не избавив от проблемы. Куда мне на него жаловаться? И что мне с этого будет? Допустим, тот же потребнадзор его оштрафует за отсутствие официального прейскуранта для клиентов. Но деньги мне вернутся вряд ли. Он же работал, насовал мне в сапог колодок и положил на дальнюю полочку.

А батарейку в часах заменить? Вы видели когда-нибудь, чтобы мастер доставал таковую из упаковки, новенькую? Я - нет. При этом в мастерской обещают, что она будет работать, допустим, год, а проходит месяцев восемь, и она уже свой срок отслужила.

Но все это мелочи по сравнению с ремонтом дорогой бытовой техники, электроники или автомобиля. Здесь возможны такие махинации, как замена дорогостоящих новых деталей старыми, а также приписка дополнительных услуг, которые никто вовсе и не собирался оказывать, а только сделали вид. Мой опыт - без знающего человека в таких случаях в мастерские лучше вообще не соваться. Да и на дом не вызывать, если не можешь со своей стороны обеспечить хотя бы относительно профессиональный контроль за работой мастера.

- Сфера услуг, несмотря на наличие соответствующего законодательства, имеет большой оттенок человеческого фактора, - комментирует «МП» си-туацию юрист, специалист в области защиты прав потребителей Мария Свиридова. – Это касается всего спектра – от обуви до автомобилей. Ремонт-ники просто пользуются тем, что потребители зачастую не знают свои права. По закону продавец ответствен перед покупателем: не имеет права обманывать, обязан предоставлять полную информацию о товаре или услуге. За нарушения предусмотрена не только административная и граждан-ская ответственность, но в некоторых случаях даже уголовная.

- Взять тот же ремонт машин, - продолжает Свиридова. – Если он вам нужен, то для начала должен быть составлен акт приема-сдачи автомобиля, где надо указать, что на ней, например, не было царапин и так далее. К тому же существует такая бумага как заказ-наряд, где указывается, по какой при-чине вы обратились в мастерскую, на проведение каких работ вы согласны.

- Далее, после ремонта должен быть подготовлен акт выполненных работ, - советует юрист. - Причем оформлять бумаги надо в любом случае: платный ли это для вас ремонт, гарантийный или деньги за него отдаст страховая компания. Если требовать все эти документы, то даже в случае замены какой-то дорогостоящей новой детали на бывшую в употреблении, легче будет выявить, в каком именно сервисе такое случилось. А проблема любых мастерских, а точнее их клиентов, как раз в том, что такие документы не оформляются. Ремонтники начинают ссылаться на то, что, дескать, это оплачивает страховая компания или производитель, поэтому это наши с ним дела. Но это совершенно неправильно: машина ВАША, значит, вы имеете право иметь на руках перечис-ленные выше бумаги.

Наш эксперт также советует внимательно следить, насколько правильно составлена бумага, потому что ее выдадут, например, а она окажется по содержанию абсолютно «пустой». В случае каких-то проблем надо без промедления обращаться в Роспотреб-надзор и к независимым экспертам.

Защитники прав потребителей настоятельно предлагают нам не быть пассивными себе же в ущерб. Если все время требовать соблюдения правил, установленных руководящими документами, то ситуация изменится. Ведь те же автосервисы борются за право быть официальными дилерами той или иной автомобильной компании, которой совсем не выгодно иметь плохую репута-цию.

Аналитики отмечают, что нынешний экономический кризис будет достаточно затяжным. А потому нам всем, видимо, придется чаще ремонтировать, чем покупать.

В такой ситуации «взбодрить» ремонтные мастерские и напомнить им об установленных законодательством правилах работы – дело вовсе не лишнее. Да и контролирующим и правоохранительным органам не мешало бы поинтересоваться деятельностью некоторых подобных контор.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта