Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Что написано пером, вырубишь судом

Михаил Щипанов

Верховный суд Карелии инновационно подошел к русской народной мудрости. Отныне важно не просто знать отечественные пословицы и поговорки, но обладать особым правовым чутьем, позволяющим их употреблять без намеков, аллюзий и инсинуаций под страхом серьезного наказания. И в целом сенсационный вердикт описывается другим ценным народным наблюдением: каждый сверчок знай свой шесток.

А очередной судебный прецедент был порожден несознательными журналистами местного издания «Северные берега», дерзнувшими в статье о местных правоохранителях напомнить, что по историческому опыту «закон что дышло», а «законы святы, да законники лихие супостаты». Понятно, что герои этой публикации сочли, что сказано все это давно и не про них и, будучи глубоко задетыми за живое народной неблагодарностью, обратились за защитой своей чести и репутации. И защитили–таки защитников! Народная мудрость была признана оскорбительной!

Конечно, у нас отнюдь не английская судебная практика с ее ссылками на прецеденты при вынесении последующих решений. Но ведь духоподъем-ные примеры и у нас заразительны. Представьте, что завтра феминистки потребуют отказаться от сомнительного наблюдения того, что, мол, баба с возу – кобыле легче. На что намек­то? У нас и так женщин у кормила власти дефицит. Минфин узрит страшную крамолу, подрывающую финансовую стабильность, в утверждении о том, что не было ни гроша, да вдруг алтын. В смысле – новый акциз на бензин.

Армейские офицеры оскорбятся предположением, что устав учить – ум точить. Им и так хватило: кто в армии служил, тот в цирке не смеется. А уж наши заслуженные олигархи объединятся с судами всех инстанций в желании вырубить топором провокационный совет: с сильным не борись, с бога-тым не судись. Уж наши судьи планетарно известны своей неподкупностью.

А сколько в этой пресловутой сокровищнице народной мудрости прямых намеков на оголтелый сепаратизм! Что ни город, то норов. Или ­ что ни по-сад, то свой наряд. Я уж не говорю о многострадальном сравнении незваного гостя и безымянного татарина. Уж сколько вокруг этого анонимного доноса копий было поломано.

Народ – он явление абстрактное и непоследовательное. Что­то вроде черной дыры, все в себя затягивающей. А вот чиновники помнят завет бес-смертного Козьмы Пруткова: может ли иметь собственное мнение человек, не облеченный доверием начальства. И вот в Карелии это доверие воз-вращают в судебном порядке.

Так что автору будущих сборников пословиц, поговорок и прочих крылатых фраз придется изрядно попотеть, дабы исключить из широкого употреб-ления все двусмысленные проявления так называемой народной мудрости. Раз уж нельзя привлечь к административной ответственности их неиз-вестных авторов. Или же придется снабжать книжку длинными комментариями, разъясняющими, в каких случаях можно употребить опасную посло-вицу. А в каких ­ лучше не демонстрировать близость к родной культуре.

А то ведь до последнего времени строгой ревизии стремились подвергать исключительно конкретных классиков. Те хоть и вечно живые, но из нынешних времен и нравов выпадают. А потому некий священник предлагал серьезно перелопатить пушкинскую сказку «О попе и работнике его Балде», посколь-ку­де «наше все» изначально имел в виду не батюшку, а купца. Но злые фальсификаторы подменили понятия и специализацию главного бестолкового героя. И надо сказать, что литературовед в рясе опирался на давние традиции редактирования Александра Сергеевича. Ведь еще при Сталине из «Сказки о царе Салтане» выкинули от греха подальше упоминание о том, что «за морем житье не худо». Все же понимали, что именно за морями и крепкими кор-донами страдают братья по пролетарскому классу. А вот Пушкину сие не дано было понять в силу классовой ограниченности. Пришлось поправлять.

А другой мыслитель предлагал проверить на экстремизм статьи Ульянова­Ленина. Тот, мол, призывал подрывать дух вооруженных сил, уничтожать средний класс, продразверсткой разрывать связь города и деревни. Словом, раскачивал государственную лодку, порождая ненужные идеологиче-ские прецеденты.

Так что параллельно с пословицами можно в судебном порядке поработать и с классическими текстами, разрушающими, например, межнациональ-ные мир и согласие. А то ведь что себе позволяли: «Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал» или «Ты трус, ты раб, ты армянин».

Пора, пора провести ревизию всего национального духовного наследия. И карельский суд взял на себя неблагодарную роль первопроходца. Пионе-ра, принимающего огонь шуток на себя. Ничего. Как говорится, лиха беда начало.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта