Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Путем великих открытий

Москвичи измерят арктическую историю километрами

Андрей ФЕДОРОВ

В Московском филиале Русского географического общества в честь 400­летия открытия Северного Морского пути решили еще раз покорить Арктику. Накануне старта высокоширотной экспедиции из подмосковного Подольска корреспондент «МП» встретился с ее руководителем Владимиром Чуко-вым и некоторыми участниками.

Когда подъехал к дачному поселку «Звезда­95», два спецвездехода (на них предстоит почти трехмесячное путешествие по арктической тундре, побе-режью и льду северных морей), а также другое снаряжение было уже, выражаясь языком полярников, «зашвартовано» в два «КамАЗа».

Слова напутствия перед дальней дорогой водителям­путешественникам, которые должны доставить экспедиционное снаряжение к старту, фото на память. Остальные ­ руководитель Чуков, постоянный член всех прошлых экспедиций врач и механик Илья Фрейдович, а также молодой связист и по совместительству кок Иван Кокин ­ вылетают из Москвы чуть позже, чтобы встретить через 4 ­ 5 дней основной груз в Новом Уренгое – «стартовом» городе экспедиции.

Мы проходим в небольшой, но очень уютный дачный домик, видно, сделанный Владимиром Семеновичем по образу арктических станций ­ без при-чуд, функционально и добротно. Длинный деревянный стол, за которым без труда могут разместиться все члены экспедиции, чтобы обсудить нюансы очередного путешествия. На стенах карты с «нитками» прошлых маршрутов, портреты близких людей, детские рисунки внуков. Обычная русская печь, камин, стопка колотых дров возле стены.

Спрашиваю Чукова про цели и задачи предстоящей экспедиции.

­ Прежде всего содействовать решению важнейших задач РГО ­ расширению историко­географических знаний, популяризации великих географиче-ских открытий прошлого и настоящего, вовлечению молодежи в увлекательный мир географии, путешествий и приключений, воспитанию бережного отношения к окружающей среде. Маршрут протяженностью около 10000 километров пройдет по льду сибирских рек, арктической тундре, припайным и дрейфующим льдам северных морей. Пересечем реки Обь, Енисей, полуостров Таймыр, устье реки Лена, мыс Шмидта, посетим Норильск, Хатангу, Тикси, Анадырь и Магадан, поселки Чоркурдах, Черский, Уэлен. Везде будут встречи с администрацией, пограничниками, оленеводами, нефтяниками и газовиками, школьниками и студентами...

Есть у нас и, так сказать, спортивно­исторические цели ­ планируем пройти по кромке Северного Ледовитого океана, частично повторить путь помо-ров начала XVII века к Студеному морю и маршруты отрядов Великой Северной экспедиции 1733 ­ 1743 годов. Перемещаться будем на колесных плавающих вездеходах «Арктика­М» с шинами сверхнизкого давления – их изготовили в нашем экспедиционном центре специально для работы в сложнейших условиях Крайнего Севера.

Здесь я хотел бы ненадолго прервать рассказ Владимира Чукова, чтобы в двух словах рассказать об этой уникальной технике, способной добраться через ледяные торосы и полыньи до полюса. Дело в том, что чуковские машины не только могут преодолевать водные преграды, ледяные трещины, размывы, каменистые поля и горные перевалы – они еще при этом не нарушают тонкий тундровый покров и кустарники, чего не скажешь об обычных тяжелых гусеничных вездеходах и мощных «Уралах». «Арктика­М» может проехать по болоту с клюквой, и ни одна ягодка при этом не лопнет ­ все дело в шинах низкого давления, по сути ­ простых автомобильных камерах без жестких покрышек.

Но вернемся к предстоящей экспедиции:

­ Маршрут начнется с берегов крупнейшей сибирской реки Обь, в районе Тазовской губы, ­ продолжает Владимир Чуков. – Там в XVII веке проходил водный путь в легендарную Мангазею. Выйдя к берегам Карского моря, двинемся на восток, «встречь солнца», и пройдем вдоль побережья всех арктических морей до Берингова пролива. Далее на юг, к берегам Охотского моря, где спустя три месяца финишируем в Магадане. Путь экспедиции пройдет по тем местам, где когда­то стояли зимовья времен Великой Северной экспедиции, были вынужденные, а порой и трагические зимовки экспедиций Амундсена, Толля, Вилькицкого и других легендарных полярных исследователей; где в советское время располагались полярные метео-станции, редкие арктические поселки. Будут обследованы многочисленные памятники истории исследования и освоения Крайнего Севера, могилы первооткрывателей, тех, чья жизнь трагически оборвалась в ледяных просторах…

В планах экспедиции, например, посетить захоронение супругов Прончищевых, участников Второй Камчатской экспедиции, которая началась в 1735­м под командованием офицера русского флота лейтенанта Василия Прончищева. Его жена, Татьяна Федоровна, счита-ется первой женщиной – полярным исследователем Арктики. Именно их небольшой дубль­шлюп «Якутск» достиг самой северной точки континента на полуострове Таймыр. Супруги исследовали огромные пространства морских границ России от Архангельска до Охотска, составили карты Восточной Сибири, Курильских и Алеутских островов. К сожалению, в самом конце путешествия Василий Прончищев при неудачной высадке на скалистый берег сломал ногу и от полученной травмы скончался на борту своего судна. Татьяна пережила мужа всего на 14 дней. Похоронили их в одной могиле в устье реки Оленек на мысе Тумуль…

Вообще о путешествиях по Арктике, ее проблемах, связанных с экологией, историей освоения, и будущими перспективами освое-ния с Владимиром Чуковым можно говорить сутки напролет. Одна только тема белого медведя чего стоит! Численность этого зверя, которого считают истинным хозяином Арктики, резко сокращается из­за активного таяния льдов, загрязнения береговой линии и бра-коньерства. К слову сказать, 27 февраля отмечается Международный день полярного медведя, празднуют его и в России.

Сегодня приблизительная численность белых мишек на всей территории Арктики составляет 20 ­ 24 тысячи особей, и по самым неутешительным прогнозам к 2050 году белый медведь как вид может исчезнуть совсем.

­ Как часто в прошлых экспедициях вам приходилось с ним сталкиваться? ­ задаю вопрос Владимиру Семеновичу.

­ Я бы не сказал, что уж очень часто, больше, конечно, видели следов. Правда, и очень близкие встречи порой случались, но все они заканчивались миром. Обычно мы прятались, кто куда, и сидели как мыши, пока мишка исследовал наш лагерь в поисках че-го­нибудь вкусненького ­ тушенки, сгущенки, сахара или галет. Главное ­ его не раздражать. Походит, все проверит, обнюхает, что­то попробует на зуб и уйдет. Медведей мы никогда не пугали выстрелами сигнальных ракет или из ружья. Более того, в экспедиции мы никогда не берем огнестрельное оружие. Я не знаю случаев, когда бы белый медведь первым проявлял агрессию по отношению к че-ловеку, а байки про его коварство и кровожадность, думаю, сочиняют сами охотники.

Что касается экологии, то за десятилетия освоения Арктики в регионе возникли серьезные проблемы. Например, загрязнение по-бережья отходами ­ прежде всего пустыми бочками из­под топлива. Вдумайтесь: миллионы тонн бесхозного ржавого металла разбро-саны на тысячах километров побережья. Раньше его сбрасывали бульдозерами прямо на припойный лед. Летом лед отрывался от береговой линии и уплывал в океан. Потом льдины разламывались, и весь этот мусор с остатками бензина и мазута тонул в океане. Как говорится, концы в воду.

­ Несколько лет назад наш президент заинтересовался проблемой резкого сокращения популяции белого медведя, посетил реги-он и увидел все это безобразие, ­ вспоминает Чуков. ­ Дал распоряжение начать утилизацию отходов, очистить Арктическое побере-жье от опасного мусора. Два года местные власти предпринимали какие­то шаги в этом направлении, но сегодня программа очистки Арктики от мусора сошла на нет. Все вернулось на круги своя. Поэтому одна из задач экспедиции ­ наносить на карту места наиболее экологически опасных зон, дабы потом подготовить доклад для Русского географического общества и вновь привлечь внимание к эко-логической проблеме полюса. На прощание мы договорились с Владимиром Чуковым поддерживать связь на маршруте и периодиче-ски рассказывать нашим читателям о том, как проходит это интересное путешествие.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта