Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Опыты продолжаются?

Спиртным могут опять разрешить торговать рядом со школами и больницами

Роман КОРОЛЕВ

Министерство промышленности и торговли РФ разработало законопроект, по которому предлагается разрешить продажу алкоголя в магазинах, расположенных поблизости от социальных (школ и поликлиник) и спортивных объектов. В ведомстве уверены: действующий законопроект потребле-ние алкоголя не снижает, а по мелкому бизнесу ударяет сильно. Минздрав уже предупредил, что принятие такой инициативы приведет к алкоголиза-ции подростков и ухудшению криминогенной обстановки.

По действующему законодательству, продажа алкоголя запрещена на территориях, прилегающих к детским, образовательным, культурным, спортив-ным, военным и медицинским организациям, а также на вокзалах и рынках. Каким будет радиус прилегающей территории, региональные власти оп-ределяют самостоятельно: он может составлять от 10 метров до километра. Как пояснил замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов, в реальности этот запрет все равно не работает, потому что если в некоторых городах наложить все действующие ограничения друг на друга, то для продажи алкоголя останется одно­единственное место – кладбище.

По мнению Евтухова, большими трезвенниками от этого запрета россияне все равно не становятся, зато увеличивается потребление суррогатного алкоголя. Между тем количество магазинов и кафе, где можно купить спиртное, сокращается, бюджет недополучает налоги, а у владельцев некото-рых торговых точек вымогают взятки за то, чтобы их бизнес смог открыться. Чиновник пояснил, что новый законопроект уже поддержали федераль-ные власти и крупнейшие бизнес­ассоциации.

Документ Минпромторга также смягчит требования к продаже алкоголя в предприятиях общепита. Если законопроект примут, для получения лицен-зии станет достаточно иметь в помещении зал обслуживания посетителей, сидячие места и кухню. Снижение административных барьеров для бизне-са поддерживают на высшем уровне: такие требования содержатся в «Дорожной карте по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на рынке алкогольной продукции», утвержденной правительством.

В Минздраве, впрочем, тоже нашли, на что сослаться: такой законопроект, считают в министерстве, противоречит глобальной стратегии ВОЗ, которая предполагает регулирование числа и местоположения точек, торгующих алкоголем. В ведомстве обеспокоены тем, что отмена запрета может привести к росту потребления алкоголя среди детей и молодежи и увеличению преступности. Не в восторге от идеи снятия запрета оказались и в Роспотребнадзоре: там напомнили, что это противоречит концепции государственной политики по снижению алкоголизма среди населения до 2020 года.

Нельзя не заметить и то, что ситуация с потреблением алкоголя в стране носит настолько катастрофический характер, что впору задумываться не о новых поступлениях в бюджет, а о том, как спасти редеющее от спирта число налогоплательщиков. По статистике, в России от последствий употреб-ления алкоголя преждевременно умирает около трети мужчин. Более 12000 россиян умерли в 2014 году от алкогольных болезней печени, более 15000 ­ от случайного алкогольного отравления. В состоянии алкогольного опьянения было совершено 32,1% из всех расследованных преступлений. Да и на поступления в казну жаловаться особенно не приходится: в 2014 году российский бюджет получил от алкогольных акцизов почти 300 милли-ардов рублей, а всего россияне потратили на алкоголь в том же году более 1 триллиона.

У ограничений на продажу алкоголя поблизости от ряда учреждений есть достаточно очевидная логика. Предъявлять паспорт, несмотря на строгость запрета и солидные штрафы, все­таки (будем честны) требуют не во всех магазинах. Да и многие школьники при нынешней акселерации в 16 лет уже выглядят на все 22.

Продажа алкоголя рядом с больницами тоже будет создавать для пациентов лишние соблазны. Нашумевшим, например, недавно стал случай, когда в Хакасии мужчина, закутанный в простыню (несмотря на мороз в минус 16 градусов), сбежал из­под капельницы за пивом. Можно предположить, что таких «отважных путешественников», готовых отправиться за горячительным даже из реанимации, после отмены запрета, станет еще больше.

Что же касается разрешения на продажу алкоголя рядом со спортивными стадионами, то это, думается, приведет к еще более ожесточенным столкновениям между болельщиками.

­ Инициатива Минпромторга направлена против интереса нормальных людей, ­ считает первый заместитель председателя Союза борьбы за на-родную трезвость Григорий Тарханов. ­ Она противоречит главным принципам антиалкогольной концепции 2009 года: обеспечению приоритет-ности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка и переориентированию на-селения на ведение трезвого, здорового образа жизни. Принятие законопроекта приведет к расширению продажи алкоголя, в том числе и в пер-вую очередь ­ с нарушениями возрастных ограничений. Проверками установлено, что 80 ­ 90% таких нарушений допускается именно в нестацио-нарных торговых точках. Прикрывать это интересами малого бизнеса ­ не что иное, как уловка алкогольной мафии, которая скрывает истинные цели – увеличение алкогольной тоговли. Заявление Минпромторга, что этот запрет все равно де­факто не соблюдается, – глупость и абсурд. Давайте в таком случае отменим УК, ведь он тоже в нашей стране соблюдается не всегда.

­ Инициатива эта спорная, ­ считает глава Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. ­ Понятно, что существуют определенные резо-ны, по которым запрет принимался: попытаться повлиять на отдельные слои населения, сократив потребление ими алкоголя. В частности, на тех же несовершеннолетних, чтобы они лишний раз не видели, как взрослые покупают спиртное, и не могли сами его купить. С другой стороны, нет никакой проблемы в том, чтобы пройти 50 метров и купить алкоголь в другом магазине. Мне кажется, что подобные законопроекты, как и этот запрет, и предложение его отмены – это популизм чистой воды. Подобные запреты часто принимаются не в целях реальной соцзащиты населе-ния, а чтобы показать свою о нем заботу. Никакого существенного эффекта и сам этот запрет не имел, и его отмена также иметь не будет. Зато создатели законопроекта имеют прекрасную возможность пропиариться. Причем даже дважды: сначала предложить какой­нибудь закон, а потом его отменить, получается очень удобно.

Что ж, у нас так любят: примут закон ­ отменят, примут другой ­ опять отменят. Такое впечатление, что на нами проводят опыты: а как народ на это отреагирует, а это как воспримет?.. Вот только опыты, проводимые неучами, обычно приводят к плачевным результатам.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта