Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Любить Толстого

Ирена ШВЕДОВА

В Театре им. Вл. Маяковского состоялась премьера спектакля «Русский роман» по пьесе Марюса Ивашкявичюса.

Это продолжение работы художественного руководителя театра Миндаугаса Карбаускиса с творческим наследием Льва Толстого. Вместе с драма-тургом и актерами режиссер пытается понять, как сплетались в судьбе графа творчество и события личной и семейной жизни. Действо представляет собой сложный монтаж из фрагментов знаменитых произведений писателя, его и его жены, Софьи Андреевны, дневниковых записей, мемуаров, вымышленных автором сцен. Одни и те же актеры разыгрывают фрагменты из жизни персонажей романов Толстого и одновременно ­ самих участни-ков семейной драмы.

В центре событий – Софья Андреевна. Эта роль отдана ведущей актрисе театра, знаменитой «кинопринцессе» и вечной лирической героине – Евге-нии Симоновой. Именно на этом великолепном материале по­особому высветилось ее подлинно драматическое дарование. Режиссер дал актрисе возможность задействовать все главное, что заложено в ее человеческой и актерской природе.

Миндаугас Карбаускис вообще отважный режиссер. В прошлом сезоне он удивил толстовскими «Плодами просвещения», тонко «намекнув», чего «просвещенность» и «либерализм» стоят на самом деле ­ что в толстовские времена, что нынче. Намек был театральной общественностью понят, и… роскошный спектакль с великолепными актерскими работами прошел вторым планом, даже на «Золотую маску» не выдвинули…

Сегодня режиссер углубился в сферу семейных отношений, психологию чувств – то, чем весь мир покорили знаменитые романы Толстого. И многое из того, что происходило в жизни Льва Николаевича, тем или иным образом возникает в сценах «Анны Карениной». Левин (Алексей Дякин) и Кити (Вера Панфилова) в хрестоматийной сцене объяснения через первые буквы слов иллюстрируют биографический момент, отраженный и в дневниках Софьи Андреевны. Есть в пьесе моменты, давно известные из этих мемуаров. А вот холостяцкие записи графа, которые он дает почитать своей моло-денькой невесте, становятся ключевым центром всей трагической семейной истории Толстых. Дикая ревность к его прошлому, его романам с кресть-янками наложили страшный и непоправимый отпечаток на всю эту долгую и страстную любовь. Нелинейность действия в спектакле, его своего рода «клиповость» дают возможность понять самое важное в этой любви­ненависти. Готовая стать тенью Толстого­писателя, его вечная помощница и сподвижница, безумно любящая его Софья Андреевна никак не могла смириться в тем, что на ее Левушку претендует еще кто­то, хотя не могла не понимать: Толстой принадлежит всему миру. Ее ужасает, что он скрывает от нее свои дневники – он прячет в самые потаенные места, но она все же находит записки. Чтение приводит ее на грань помешательства, и Евгения Симонова очень талантливо играет этот сложный образ женщины, которой судьба подарила великую любовь к великому человеку. А ведь великим он стал и благодаря ей, уверена она, поэтому ни с кем она не желает его де-лить. О, как же страшны ее ревность и неприязнь к известному соратнику Толстого – издателю Владимиру Черткову! Он представляется ей злым ге-нием, чертом, однако в спектакле приобретает черты… той самой Аксиньи из дневника, которую она люто ненавидела на протяжении долгих лет, даже в старости пришла объясниться с соперницей­старухой. Прекрасная актриса Татьяна Орлова играет и Аксинью (молодую и старую), и Черткова: они в помутневшем сознании Софьи Андреевны слились в один ненавистный образ…

Сильно сыграны сцены с Анной Карениной (замечательная работа Мириам Сехон) и двумя Алексеями, которые пытаются удержать ее от последнего шага под колеса поезда. Этот момент повторяется как лейтмотив спектакля, как ассоциация последнего пути Толстого к смерти на маленьком полу-станке Астапово с гибелью Анны в подмосковной Обираловке. Самый мощный фрагмент спектакля ­ умирание Льва Николаевича, когда вокруг его смертного одра собралась толпа жаждущих поприсутствовать на эпохальном событии. Чужие «протырились», окружив плотным кольцом умирающе-го, и только его вечную подругу, жену, мать его детей злая коллективная воля не допустила попрощаться. Снова и снова Софья Андреевна приникает к малюсенькой форточке, видя, как, окруженный чужими людьми, умирает ее Левочка, которому она не может сказать последнее «прости». Им, при-шлым, надо срочно зафиксировать для истории последние слова агонизирующего гения, чтобы потом писать мемуары, а тут отвергнутая жена меша-ется под ногами – сама виновата. Ах, как же жаль эту слабую и великую женщину, которой выпала счастливая и трагическая доля – любить Толстого!

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта