Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Гавана. Послесловие…

Михаил Щипанов

Итак, встреча двух христианских супериерархов состоялась, дав повод к многочисленным истеричным комментариям о неизбежности подчинения православия римскому владычеству или назревании противоречий, чреватых новым расколом в самой РПЦ. Мол, для католического восприятия мира такой контакт даже при соблюдении всех страховочных процедур есть подтверждение господства римского первосвященника как главы христианско-го мира. Но так ли все однозначно, если взглянуть на необычный саммит с русской колокольни?

Понятно, что пространная, заранее подготовленная декларация, как всегда, содержит немало благих намерений, включая необходимость для Европы осознавать свою христианскую идентичность, сдержанное осуждение уний и призыв к православным и греко­католикам (униатам) на Украине найти фор-мы своего мирного и достойного сосуществования. Притом что у религиозной свары в соседней стране подтекст чисто политический. И поэтому все голубиные призывы столкнутся там с острой ястребиной реакцией. Но общая позиция двух ветвей Матери церкви всегда аргумент при дальнейших мест-ных разборках.

Понятно также, что итоги христианского саммита могут по­разному трактоваться в Риме и Москве, а заодно и в столицах православных автокефалий. Но одно очевидно: Его Святейшество Кирилл де­факто выступал не только как предстоятель русской церкви, но и как олицетворение всего православия в целом. Вернее, самого влиятельного и действенного его крыла. И это при наличии Вселенского патриарха Варфоломея, он же глава Константинополь-ского патриархата, считающегося в православии первым среди равных.

К слову, Варфоломей, пышный статус которого не признают турецкие власти, неоднократно встречался с римским первосвященником. Но его встречи, естественно, не имели такого резонанса, как саммит в гаванском аэропорту. И это обстоятельство весьма показательно.

Да, во вселенском православии нет такого структурного подчинения, как в католицизме, в нашей среде принято говорить о духовном единстве, а не об институционном. Но конкуренция между греческим лобби, считающим себя носителем исторического православия, наследником апостольского духа, и РПЦ, за которой стоят реальная сила и влияние, скрыть невозможно. И в этом показательный исторический парадокс. Поскольку с XVI века греческая церковь постоянно выступала просителем российской материальной помощи, осаждая своими просьбами и трон царя, и престол патриарха. И в то же время постоянно претендовала на роль духовного наставника русских, сыграв весьма неоднозначную роль во времена церковного раскола при Никоне.

Не случайно между Варфоломеем и нашими иерархами немало чисто идеологических противоречий, иногда переходящих в прямое взаимное противопос-тавление. Тому же Варфоломею не по душе концепция Москвы как Третьего Рима. А РПЦ возмущала поддержка Константинополем выделения в автокефа-лию православной церкви Эстонии. И в то же время российским епископам приходилось постоянно маневрировать, чтобы избежать поддержки украинских раскольников и сохранить общепризнанную Украинскую православную церковь Московского патриархата в современном виде. Притом что эта проблема остается действенным рычагом воздействия на позицию нашей РПЦ со стороны как Варфоломея, так и некоторых других иерархов поместных православ-ных церквей.

Да что далеко ходить. Решение о проведении долгожданного Всеправославного собора на Крите опять­таки стало компромиссом между Москвой и Кон-стантинополем. Поскольку под давлением Кирилла собор был перенесен из Стамбула (Константинополя), к вящему неудовольствию Варфоломея, но и российское предложение о собрании на Афоне было отвергнуто под предлогом отсутствия на святой горе достойной инфраструктуры. В результате был выбран Крит. Причем стало заранее известно, что в ходе собора не будут обсуждаться вопросы процедуры создания новых поместных православных церквей. Понятно, по чьему настоянию.

И не надо быть пророком, чтобы понять, что борьба за влияние на соборе пусть и кулуарно, но вспыхнет с новой силой. И встреча в Гаване значительно подняла престиж патриарха Кирилла накануне грядущих дебатов, продемонстрировав, кто реально может на равных вести диалог с Римом. Тут не может быть двух мнений. Пусть греки и обвиняют РПЦ в излишней политизации. Без политического резонанса сейчас даже ни один футбольный матч не обхо-дится.

Вот и в святой земле ныне храмы и монастыри, находящиеся под патронатом РПЦ, чувствуют себя спокойно и уверенно, а у греческих полно проблем с израильскими властями. Недаром же Сталин интересовался: Ватикан? А сколько у него дивизий? Баланс сил важен даже при условии силы духа.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта