Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Бедный, бедный Платонов

Ирина ШВЕДОВА

На Малой сцене Театра Российской армии состоялась премьера спектакля «Этот безумец Платонов» по ранней пьесе Чехова «Платонов» («Безотцов-щина», «Пьеса без названия»).

Пьесу, которую еще в Таганроге начал писать 18­летний гимназист, а через пять лет переработал окончательно, представил режиссер Александр Бурдонский. Он уже работал с драматургией Чехова, поставив замечательный спектакль «Чайка». Новое обращение к его творчеству он объясняет так: «Мы живем в переходную эпоху. Один символ веры ушел, другой не народился. Вот и Чехов тосковал не по разбитым идеалам, а по новым. Но во все эпохи главнее всего – человек. Чехов говорил: «Бога любить не трудно, вы человека, человека полюбите, человека заметьте». А разве сегодня человек нежный, хрупкий нужен? Разве он не в загоне? Мой Платонов ­ человек с больной совестью, размышляющий, думающий. В эпиграф к спек-таклю я поставил слова Тютчева: «Жизнь как подстреленная птица. Подняться хочет ­ и не может. Нет ни полета, ни размаху. Висят поломанные кры-лья. И вся она, прижавшись к праху, дрожит от боли и бессилья…»

Большая и многонаселенная пьеса молодого Чехова, если ее читать, поражает обилием живых лиц, узнаваемых характеров, видишь, что юный автор неплохо знает жизнь, дает множество точных наблюдений за поведением и характерами людей. Именно в этой незрелой драматургии берут истоки мотивы и герои хрестоматийных чеховских шедевров.

Александр Бурдонский, конечно, существенно сократил текст, убрал некоторых героев, выделив «любовную линию», связанную с главной героиней – вдовой­генеральшей Войницевой, отдав эту роль одной из самых ярких и интеллектуальных актрис наших дней ­ Людмиле Чурсиной. Женственная, умная, живая, она не знает, куда себя деть, страдает от одиночества и отсутствия творческой среды. Устраивая на последние деньги праздники и фейерверки в своей Войницевке, пытается хоть чем­то заполнить пустоту и… как за соломинку хватается за местного учителя и «властителя дум» уездных барышень Мишу Платонова. Он кажется человеком, с которым ей интересно и с которым можно урвать хоть немного женского счастья на исходе молодости. Платонов в исполнении Игоря Марченко, как оказалось, меньше всего подходит для этой роли. Привыкший с женскому вниманию, к тому, что на шею к нему вешаются чуть не все подряд – от генеральши до гимназистки, он легко дает себя соблазнить еще одной «мятущейся душе», жене своего друга и пасынка Вой­ницевой Сергея (Александр Рожковский) – Софье, которую играет Анастасия Бусыгина. Он раздваивается между ними, постоянно рефлексирует и корит себя. На самом­то деле ему вполне достаточно было бы жить тихой семейной жизнью с преданной «серой мышкой» Сашенькой (Мария Шмаевич), готовой все простить, понять, помаленьку философствовать и будоражить умы окружающих. Но та самая совесть не дает покоя, и он по старинной русской привычке запивает и уже не помышляет ни о какой новой жизни. И по ходу дела разбивает сердца трем, нет, даже четырем, включая Машу Глебову (Елена Сванидзе), безумно любящим его дамам и получает пулю в сердце от одной из них. Жалко его? Не знаю…

Режиссерское и художественное решение спектакля – трагифарс. Актеры играют «открытым звуком», без полутонов, а сценография Валерия Фомина выдержана в темной гамме. Вместо обычных для чеховских пьес усадебных пейзажей – жесткая металлоконструкция, где на разноуровневых помос-тах и происходят главные события. Персонажи, которые окружают Платонова, – это некие «маски», «функции», что особенно видно в момент смерти героя, к которой отнеслись, как к досадному инциденту. Никто из них, даже его ближайший друг доктор Николай Трилецкий (Антон Морозов), не в состоянии были понять метаний этого бедного, бедного Платонова…

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта