Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Право на выход

Нерасторопным пассажирам электричек придется раскошеливаться

Роман КОРОЛЕВ

В «МП» обратились несколько читателей с жалобами на то, что когда они из­за спешки не успевают купить проездной на станциях пригородных поездов МЖД, «билет на выход» приходится покупать на станции прибытия по завышенной цене: по новым правилам, вступившим в силу с 1 января, она составляет 200 рублей плюс стоимость самого проезда.

Те же правила распространяются и на льготные категории населения (пенсионеров, инвалидов, школьников и студентов). Каким бы больным и старым ты ни был, но если не успеешь добежать до перронной кассы, на выходе приходится переплачивать. По мнению Общества защиты прав потреби-телей, требование дополнительной мзды за выход с вокзала является абсолютно незаконным.

­ Я живу на станции Кратово (Казанское направление), ­ сообщила наша читательница Ирина Плахо-ва, ­ турникетов на этой станции нет. Купить проездной я не могу, ведь для того, чтобы активировать поездку, его нужно приложить к турникету. Иначе контролер в поезде приложит мой билет к своему аппарату и увидит, что он недействителен. Приходится каждый день покупать себе билет. Иногда не успеваю этого сделать (например, из­за большой очереди) и мчусь на поезд, чтобы не опоздать на работу. В таком случае билет приходится покупать на выходе, а тарифы на него установлены просто грабительские. На станции Выхино, например, билет на выход стоит 241 рубль, причем 41 – это цена самого проездного, а 200 – так называемая плата за обслуживание. Для сравнения: стоимость билета на электричку от Кратова до Выхина составляет 61 рубль. Все понимаю, нужно как­то собирать деньги, иначе на электричках сплошные зайцы бы и ездили, но не в таких же масштабах сдирать пе-реплату!

­ В Одинцове на станции объявляют по громкой связи о необходимости заранее оформлять проезд-ные билеты чуть ли не через каждые пять минут, ­ вторит Плаховой подписчица «МП» Мария Тара-сова. – Сообщают, что представители даже льготных категорий (пенсионеры, инвалиды, железнодо-рожники) все равно должны будут оплачивать 200 рублей за оформление билета на станции прибы-тия. При этом кассир­контролер, когда покупаешь билет в электричке, берет за это 100 рублей. По-чему нельзя в кассе брать столько же, откуда такая разница в тарифах? К тому же, если льготник все равно едет бесплатно, то какая разница, от какой станции?

Правом на бесплатный проезд в электричках пользуется сравнительно небольшой процент населе-ния. Инвалидам, ветеранам, чернобыльцам, бывшим несовершеннолетним узникам фашизма и неко-торым другим категориям лиц такое право гарантирует федеральное законодательство, пополнение этого перечня остается на усмотрение региональных властей (в Московской области в него входят еще ветераны труда и военной службы, труженики тыла и лица, пострадавшие от политических ре-прессий). Чтобы бесплатно проехать в электричке, всем этим лицам требуется оформлять безденеж-ный билет, получить его льготники могут без очереди. Школьники и студенты могут купить билет с 50­процентной скидкой.

­ Никакому пассажиру, вне зависимости от того, относится ли он к льготным категориям населения, абсолютно ничего не мешает приобрести билет заранее, ­ пояснили «МП» в пресс­службе ОАО «РЖД». – В соответствии с «Правилами проезда и провоза багажа в пригородных электричках» пас-сажиры, имеющие право на бесплатный проезд, обязаны оформлять безденежный билет в кассе либо терминале до начала поездки.

Правда, ехавший на электричке от Салтыковки до платформы Новогиреево наш читатель, ветеран труда Михаил Алешин рассказал, что при предъявлении социальной карты москвича бесплатный би-лет на выходе он получил без дополнительной платы. В сети при этом встречаются жалобы на то, что из­за неисправности оборудования кассира социальная карта может не читаться, при этом чело-веку могут отказать в оформлении бесплатного билета, решив, что его карточка просрочена.

В РЖД объясняли необходимость завышенных цен на билеты на выход с вокзала большим количест-вом «зайцев» в пригородных поездах. Дескать, пока такие тарифы не были установлены, человек мог доехать, к примеру, из Рязани до Москвы, по дороге периодически убегая от контролеров, а потом купить билет на выходе, сказав, что проехал всего одну станцию. В таком случае проезд от Рязани до столицы обошелся бы нарушителю всего в 26 рублей, что с точки зрения компании­перевозчика, ко-нечно же, представляет собой страшную несправедливость.

­ Несколько лет назад была введена такая практика: купить билет на выход можно было только от тех станций, где отсутствует перронная касса, ­ напомнил «МП» юрист Общества защиты прав потреби-телей Андрей Семенов. – По нашему мнению, это требование являлось абсолютно незаконным. То, что человеку продается билет не на станции, где он сел на поезд, а на вокзале (как бы с доставкой), не является услугой, соответственно, тут нечего и оплачивать. Даже если с огромной натяжкой это и признать услугой, то очевидно, что она навязывается потребителю. Человека ставят перед выбором: или раскошеливаться, или совершать административное правонарушение, спрыгивать на рельсы, ис-кать обходные пути выхода с вокзала, ставя под угрозу свою жизнь и безопасность железнодорожного сообщения. Мещанский суд признал требования РЖД незаконными, потом апелляционная инстанция отменила это постановление. Дальше мы еще несколько раз с ними судились, с переменным успехом. С переменным не потому, что суд вставал на сторону железнодорожников, а потому, что мы не могли доказать сам факт того, что они взимают дополнительные сборы! Они все отрицали, приводили на суд кассиров, которые, чуть ли не тряся справкой о невменяемости, говорили, что продавали билеты от станций без касс исключительно по собственной инициативе. Теперь у них, видимо, начальство сме-нилось, в РЖД об этих тяжбах забыли и начали заявлять о своих претензиях в открытую. Сомнева-юсь, что якобы вступившее в силу с 1 января требование оплачивать сервисный сбор за покупку би-лета на станции прибытия могло быть утверждено на уровне законодательства РФ. Скорее всего речь идет об одном из внутренних циркуляров ЦППК.

По мнению компании­перевозчика, если пассажир не хочет попадать в неприятные ситуации, ему достаточно приобрести абонемент или купить билет у контролера­кассира. Отметим, что человеку, который ездит на электричках нечасто, покупка абонемента невыгодна, а контролера еще и встретить сначала надо, проходят они с проверками все­таки не абсолютно по каждой электричке.

Что же делать, чтобы и «зайцы» не чувствовали себя в электричках слишком вольготно, и законо-послушным гражданам за билет не приходилось переплачивать? Возможное решение проблемы предлагает общественная организация «Союз пассажиров».

­ Я считаю, что сдирать с человека деньги по завышенному тарифу на выходе неправильно, ­ выска-зал «МП» свою точку зрения глава «Союза пассажиров» Кирилл Янков. ­ Хотя бы по той причине, что продажа билетов на электрички организована у нас очень неудобно. Перед кассами стоят боль-шие очереди, часто для того, чтобы купить билет, нужно перейти на другую платформу. Люди сде-лать этого банально не успевают, и наказывать их за это мне не кажется справедливым. Особенно же страдают инвалиды и пожилые люди, у которых возможности вовремя добежать за билетом меньше, а на выходе им приходится платить такой же, как и всем, грабительский побор. Любопытно, что ус-танавливает размер платежа даже не сама компания­перевозчик, а ведомство, занимающееся регули-рованием тарифов (в столице это Региональная энергетическая комиссия города Москвы). На мой взгляд, систему разумно было бы организовать так: поставить в электричке пару автоматов по про-даже билетов (условно в третьем и седьмом вагонах), чтобы человек, если он не успел, мог подойти к ним и цивилизованно оплатить проезд.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта