Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Реагенты: о пользе без вреда

Наталия ПОКРОВСКАЯ

Когда зимой выпадает много снега, согласитесь, назвать это капризами природы сложно. Такие уж у нас климатические условия. Но обилие снежного покрова неизбежно приносит большому городу множество неудобств. Одно из них ­ гололед, опасный и для пешеходов, и для автомобилистов. И бороться с ним приходится всеми возможными современными способами.

На уборку снега сейчас брошены все силы коммунальных служб города. Современная техника, бригады дворников, стационарные и мобильные снегоплавильные пункты работают нынче круглосуточно, в бесперебойном режиме. Но даже если максимально убрать снег с дорог, улиц и дворов мегаполиса, проблему гололедицы без применения реагентов не решить. По словам экспертов, если город останется без противогололедных реа-гентов (ПГР), на дорогах резко упадет средняя скорость движения, возрастет аварийность для пешеходов и существенно увеличится вероятность травмирования. Несмотря на эти доводы, использование ПГР гражданами воспринимается неоднозначно: одни жалуются на испорченную одежду и обувь, другие ­ на повышенную коррозию кузова и постоянную грязь…

Многие представляют себе среднестатистический реагент как нечто чрезвычайно вредное для здоровья, однако, по словам коммунальщиков, со-временные вещества практически полностью экологически чисты. А повышенная коррозия на самом деле объясняется влажностью, грязь слетает непосредственно с колес автомобилей, а обувь портится от неправильного ухода.

Учитывая замечания жителей города, Москва еще в 2010 году перешла на новые, современные ПГР и технологии их использования. И сегодня в столице используются комбинированные противогололедные реагенты, которые оказывают минимальное воздействие на природу и человека. Все они безопасны для людей, животных, обуви и окружающей среды. Технология зимней уборки прошла государственную экологическую экспертизу на федеральном уровне и получила положительное заключение.

Действительно, раньше (до 1994 года) в качестве противогололедных веществ использовалась песко­соляная смесь. Из­за этого засорялись стоки, портились газоны и деревья. Поэтому при выборе новых ПГР эксперты столицы тщательно проанализировали международный опыт. Од-ним из главных критериев выбора было влияние реагента на городскую экологию и инфраструктуру. В частности, столица отказалась от исполь-зования эффективных, но более «вредных» ПГР на основе ацетатов. Реагенты, применяемые сегодня в Москве, аналогичны тем, что используются во многих городах Европы и Канады. В основе всех противогололедных веществ ­ натрий хлор, калий хлор, щебень, песок и мраморная крошка. Последнее используется для тротуаров, чтобы повысить безопасность движения для пешеходов.

Кстати, анализ зарубежного опыта показал, что в последние годы все шире применяются различные химические материалы для борьбы с зимней скользкостью на дорогах и городских улицах. Так, в США используют около 10 млн. т хлористого натрия и 300 тыс. т хлористого кальция, во Фран-ции ­ 1,2 млн. т, в Англии ­ 1,5 млн. т, в Дании ­ до 400 тыс. т, в Финляндии ­ до 150 тыс. т хлоридов и т. д. За последние годы для борьбы с зимней скользкостью в других странах мира наряду с хлористыми солями стали применять экологически безопасные противогололедные материалы на основе ацетатов и формиатов, что значительно расширяет область применения химического способа. Московской технологией также предусмот-рено включение формиатов в состав комбинированных реагентов.

Однако, отвечая на претензии скептиков, эксперты подчеркивают: городские власти не пренебрегают здоровьем граждан, поэтому за использова-нием реагентов ведется постоянный и жесткий контроль. Еще в прошлом году столичный Департамент природопользования и охраны окружающей среды провел исследования воздействия реагентов на природу. Были взяты пробы снега и почвы. В итоге выяснилось: 93,6 процента проб почв придорожных территорий не засолены, а количество превышений по содержанию хлорид­иона и натрия в пробах снега снизилось за год на 50 про-центов. И нынешней зимой в течение всего сезона экологические службы контролируют состав снежного покрова, поверхностных и грунтовых вод, почвы и состояние зеленых насаждений. Ежегодно в городе берется около 2 тысяч проб на воздействие реагентов на экологическую ситуацию в мегаполисе. Исследования показывают, что ни одно из веществ, входящих в состав противогололедных реагентов, используемых сейчас в борьбе со снежной стихией, не выходит за пределы предельно допустимой концентрации.

Не подтверждаются и опасения, что «пары» реагентов вызывают аллергию. По данным столичного Департамента здравоохранения, нынешней зи-мой увеличение числа обращений с аллергическими заболеваниями не зафиксировано. Так что и этот миф тоже не нашел подтверждения.

До десяти градусов мороза используются жидкие реагенты, если становится холоднее ­ твердые. В соответствии с технологией снег, с которым смешиваются реагенты, вывозится на снегоплавильные станции. Это минимизирует возможности попадания реагентов и их примесей в воду и почву.

При этом объемы закупок ПГР по сравнению с «нулевыми» годами в Москве действительно выросли. Это связано с двумя главными факторами: началом уборки с использованием ПГР в новой Москве и началом применения ПГР на внутридворовых территориях. Количество реагентов закупа-ется исходя из требований технологии зимней уборки. Расчетная потребность на один зимний сезон составляет 516,1 тыс. тонн.

Конечно, во дворах и на улицах города применяются разные реагенты. Так, мелкий гранитный щебень предусматривается в качестве основного или дополнительного противогололедного материала при определенных погодных условиях на проезжей части. На тротуарах и остановках обществен-ного транспорта для устранения зимней скользкости разрешено использование только комбинированных ПГР.

А для обработки дворов и тротуаров применяются комбинированные реагенты, в состав которых входит мраморный щебень. Кстати: то, что мы видим после таяния снега в виде белой крошки, это не сам ПГР, а его нерастворимая часть ­ мраморная крошка. Лаборатория Департамента при-родопользования и охраны окружающей среды проводила специальный анализ, который подтвердил, что она ­ не что иное, как карбонат кальция, не представляющий опасности для зеленых насаждений и животных.

Еще один миф о реагентах: якобы отсутствие травяного покрова на некоторых озелененных территориях города связано с тем, что на них могли попасть противогололедные реагенты. Результаты мониторинга зеленых насаждений показали, что газоны находятся в удовлетворительном со-стоянии, площадь проплешин на большинстве объектов не превышает 15% от площади газонного покрытия. А изреживание (или отсутствие) тра-вяного покрова, как правило, наблюдается под пологом древесной растительности и обусловлено в первую очередь недостатком света, а не воз-действием ПГР.

«А почему снег серый, грязный?» ­ не успокаиваются скептики. Что ж, и этому есть вполне логичное объяснение, абсолютно не связанное с соста-вом используемых в городе ПГР. Противогололедные реагенты представляют собой соли (натрия, калия, кальция), а также фрикционные материа-лы (мраморная крошка), от белого до желтого цвета. А темный цвет снега на дороге ­ не что иное, как смесь снежных масс с остатками капель бен-зина и масел, которые появляются от автотранспорта.

И опять­таки факты: по результатам лабораторных анализов снег, собранный с крупных магистралей, впитывает в себя огромное количество нефтепродуктов ­ примерно около 30 мг/л, что обуславливает появление черного цвета. Кроме того, присутствующие на дороге пыль и другие взвешенные вещества, к примеру частички земли, тоже придают снежной массе темный цвет.

…Жизнь в мегаполисе диктует свои законы и процессу уборки города от снега. Поэтому в условиях нынешних снегопадов использование противого-лоледных реагентов в столице ­ неизбежная необходимость. Судите сами: из­за сильных снегопадов и многократных переходов между положитель-ными и отрицательными температурами опасность гололедицы повышается в несколько раз. А применение ПГР позволяет обеспечить бесперебой-ное и безопасное движение транспортных средств и пешеходов на улицах города, а также, что не менее важно, ­ снизить травматизм москвичей. Согласно статистике, в Москве травматизм из­за гололеда за последние пять лет снизился с 3476 до 76 случаев. Согласитесь, результат налицо!

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта