Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Вклад в чужой карман

Банки справляются с кризисом за счет вкладчиков

Роман КОРОЛЕВ

Россияне жалуются на то, что финансово­кредитные учреждения нашли оригинальный способ борьбы с кризисом: сначала завлекают клиентов по-вышенным процентом по вкладу, а потом снижают его – своей властью.

По словам заместителя руководителя ФАС России Андрея Кашеварова, за последнее время только центральный аппарат Федеральной антимоно-польной службы рассмотрел около 250 обращений по поводу изменения первоначальных условий вклада. Такие жалобы поступали и раньше, но те-перь они стали особенно часты, поскольку граждане, поддавшись рекламе банков, открывали в них вклады «на очень выгодных условиях», а теперь, с наступлением кризиса, финансисты оказались не в состоянии выполнить свои обещания.

Законопроект, запрещающий банкам в одностороннем порядке менять условия договора, был принят еще в 2007 году. Соблюдать его, очевидно, собираются не все. До суда, например, недавно дошло дело Тинькофф­банка, который с декабря 2014 года по апрель 2015­го привлекал вклады под 14 ­ 18%, а потом принял решение платить по ним 13%. Уголовное дело возбудили после того, как вкладчики финансового учреждения обратились в ЦБ РФ, ФАС, прокуратуру и Роспотребнадзор. Тинькофф­банк при этом продолжает считать себя правым ­ утверждает, что снижена была ставка не на сам вклад, а на дополнительные пополнения, которыми пользуются не все клиенты. По сообщениям их вкладчиков, в начале 2016 года в односто-роннем порядке снизил ставки по вкладам Связь­банк, такую же деятельность практиковали «Транспортный» и «Гагаринский» банки, которые ЦБ уже лишил лицензии.

Многие кредитные организации не рискуют прямо нарушать законодательство ­ дожидаются момента окончания договора и либо убеждают клиента заключить новый на менее выгодных условиях, либо, если человек не приходит в банк, просто переводят его средства на счет с более низкой ставкой. Такая возможность также зачастую прописывается в договоре. По идее банк, конечно, должен предупредить клиента, что срок его договора истекает, но делается это не всегда, так что гражданам лучше не терять бдительности и помнить об этих датах.

Часто банки пытаются не позволить вкладчикам пополнять депозиты, открытые на выгодных условиях в докризисные времена, ­ например, ограничивают сумму, на которую можно пополнить вклад, или взимают большую комиссию, которая делает пополнение невыгодным. На сайте Банки.ру содержится чер-ный список из более чем 30 финансово­кредитных учреждений, которые запретили или тем или иным способом ограничили пополнение старых вкладов для своих клиентов.

Продолжают поступать и жалобы на то, что банки при выдаче кредитов навязывают клиентам страхование жизни. Делается все это по очень простой причине: банк получает от страховой компании процент за заключение договора, а иногда они просто имеют одних и тех же собственников. Еще в марте прошлого года ФАС предлагала ввести штрафы за требование от клиентов застраховать жизнь при получении кредита, но тогда эта инициати-ва так и не была принята.

Нередки ситуации, когда банки не дают клиентам снять со счета крупные суммы наличности, но, поскольку отказывают устно, а не письменно, дока-зать ущемление прав клиента оказывается проблематично. Если человек начинает активно жаловаться в ФАС, Центробанк и Роспотребнадзор, то его претензии, как правило, удовлетворяют, но большинство вкладчиков, увы, предпочитают просто промолчать. Как рассказал Кашеваров, в кризис 2008 – 2009 годов до суда дошли всего три дела от вкладчиков против банков на нарушение закона о конкуренции. Сейчас подтвержденные документами претензии по поводу изменений условий банка имеются против 11 банков ­ в основном жалобы поступают от столичных жителей.

По словам Кашеварова, банки идут на очевидное нарушение законодательства, потому что это выгоднее, чем строго его соблюдать. Логика прими-тивная: не каждый найдет время на хождение по судам, а экономия на вкладчике, не готовом отстаивать свои права, может обернуться конкретными миллионами рублей прибыли.

По мнению главы Общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова, даже если обманутый вкладчик захочет обратиться в суд, его шансы до-биться справедливости очень невелики:

­ Практика изменения условий договора банками очень распространена, мы очень долго и совершенно безуспешно пытались с нею бороться. К сожалению, судебная система в нашей стране так устроена, что суды в данной ситуации предпочитают становить-ся на сторону кредитных организаций. Разумеется, банк не имеет права изменять условия договора в одностороннем порядке, это противоречит и Гражданскому кодексу, и закону «О защите прав потребителей». Пытаясь как­то закамуфлировать факт очевидного нарушения, банки поступают следующим образом. Человеку звонят, например, и говорят: «Вот, вы же договор подписывали, на нем дата стоит, сейчас срок договора истек, нам нужно его продлить». И потом вручают пересмотренный договор с измененными в пользу банка условиями, и многие не совсем компетентные люди, не обладая должными навыками и не задумываясь о последстви-ях, его подписывают. Нужно еще понимать, что на человека в такой ситуации оказывается сильное давление, сотрудники банков проходят специальные психологические тренинги и годами учатся убеждать людей совершать невыгодные для них действия. Если человека таким образом уже «облапошили», шансы его доказать что­либо в суде стремятся к нулю. Эта практика носит массовый характер, и для того, чтобы ее прекратить, нужны не усилия конкретных вкладчиков, а государственная воля. Мог бы высказаться по этому поводу Роспотребнадзор, но этот орган предпочитает безмолвствовать. Позиция нашего государства заключается в том, что в кризис нужно поддерживать крупные кредитные организации, давая им подкормиться за счет вкладчиков. Иначе банки просто рухнут, и это обернется бедой для всей экономики. Позиция ОЗПП абсолютно противоположна: если мы живем в социальном госу-дарстве, то поддерживать нужно не банки, а нуждающихся. Если банк оказался в тяжелом положении, он может распродать часть своих активов (абсолютно ничего страшного от этого не произойдет), но исполнить свои обязательства перед вкладчиком он обя-зан.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта