Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Алексей Козлов: Ничего лишнего мне не надо

Александр Славуцкий

Сегодня 80­летие отмечает народный артист России, джазовый музыкант Алексей Козлов. Без преувеличения можно сказать, что Алексей Семенович ­ эпоха в нашем искусстве. Созданный им джаз­рок­ансамбль «Арсенал» существует уже больше 40 лет. Зародившийся в андерграунде «Арсенал» стал одним из самых популярных коллективов, лауреатом множества премий, в том числе и «Овации». Творческая деятельность Алексея Козлова многогранна. Им написана музыка к кинокартинам, документальным фильмам и даже цирковым номерам. Также Алексей Семенович активно сотруд-ничал с театрами, был музыкальным руководителем и автором музыки к популярным спектаклям. С середины 80­х Алексей Козлов ведет журналист-ско­публицистическую деятельность по пропаганде джаза и рок­музыки в СССР. Пишет книги, ведет телепрограммы, выступает с лекциями.

­ Алексей Семенович, многие музыканты являются представителями династий. Относится ли это к вам? Ваши родители имели какое­то отношение к музыке?

­ Прямого отношения они не имели, хотя мой прадед был протодиаконом, вел службу в Успенском соборе Кремля. У него, говорят, был бас­профундо. А мой дедушка после революции пел в церковных хорах, а также в народном хоре Агреневой­Славянской, где, кстати, пела и моя ба-бушка, а также мама, будучи подростком.

­ 80 ­ очень внушительная дата, но когда видишь вас на сцене, не подумаешь, что вам исполняется 80 лет. Что помогает вам поддерживать форму, делаете ли вы какие­нибудь специальные упражнения, зарядку? Или занимаетесь йогой?

­ Просто соблюдаю режим, предписанный врачами. Никаких специальных упражнений, только короткие прогулки. В начале 80­х, когда я был в Индии, мне устроили встречу с йогом довольно высокого ранга. Поскольку в тот период я только начинал увлекаться Востоком, то спросил, какими упражне-ниями лучше заниматься, и получил неожиданный ответ. Оказывается, моя игра на саксофоне и есть йога. Здесь и пранайяма, и пратьяхара, и даже джнани­йога...

­ А может быть, джаз, драйв, содержащийся в этой музыке, помогает чувствовать себя моложе? Заряжает ли джаз музыканта?

­ Я верю, что когда играешь с желанием доставить публике удовольствие, то посылаешь в зал большой заряд положительной энергии. И публика в ответ заряжает тебя. А если тобой движут лишь корысть и желание понравиться, то никакого энергетического обмена не происходит. Я убежден, что для успеха у публики недостаточно быть только виртуозом. Необходимо передать залу не только уверенность в себе, но и удовольствие от собствен-ной игры. Если зал почувствует, что солист неуверен в себе и боится публики, она, сама того не осознавая, выдает отрицательную реакцию. Это лишь малая толика того, что касается взаимоотношения джазмена с аудиторией. Чтобы обобщить эту тему, я приведу аналогию из мира природы. Натура-листами давно подмечено, при взгляде удава кролик застывает и не может двинуться с места, а удав просто, не торопясь, его заглатывет. Так вот, на концерте очень важно, чтобы артист чувствовал себя удавом по отношению к кролику­публике. Это может показаться странным, но публика приходит на концерт, ожидая, чтобы ее проглотил удав, находящийся на сцене. Но если этого не происходит, то разочарованная аудитория сама подсознатель-но становится удавом, а исполнитель ­ кроликом. Поэтому мне хотелось бы дать совет всем музыкантам: в жизни лучше быть как можно скромнее, а на сцене, во время концерта – предельно уверенным и даже наглым. Публика не любит скромников.

­ Как музыкант вы уже давно достигли необходимого и желаемого уровня или продолжаете к чему­то стремиться, чему­то учитесь?

­ Для самоусовершенствования нет границ. Описать, чему я постоянно учусь, невозможно в коротком интервью.

­ А вообще насколько вы собой довольны? Свойственны ли вам рефлексии, терзания, самоедство?

­ В принципе я собой доволен. А то, что вы назвали самоедством, возникает у меня, когда я совершаю какую­нибудь большую ошибку. В этом случае я ругаю себя, обзываю болваном, идиотом, чего не могу позволить себе по отношению к другим. Одна из самых больших претензий к себе ­ это непре-одолимая лень с самого детства. Я даже написал пьесу о себе ­ «Ленивый везунчик».

­ Что сейчас происходит с вашим ансамблем «Арсенал»?

­ Если говорить совсем коротко, то у нас все как обычно, работаем в клубах минимальным составом в четыре человека, поскольку, привлекая пятого, теряем в деньгах. Только для концертов в больших залах могу позволить роскошь пригласить кого­нибудь из прежних арсенальцев, способных быст-ро войти в программу, например тромбониста Вадима Ахметгареева.

­ Вы живете очень активной творческой жизнью, даете много концертов, выступаете с лекциями и так далее. Насколько для вас важна финансовая составляющая? Можно ли вас назвать богатым человеком?

­ Финансовая составляющая была для меня всегда на втором месте. Поэтому я, как и большинство джазменов, отнюдь не богатый человек. Того, что я зарабатываю, хватает мне на поддержание здоровья, на дорогие лекарства, на профессиональную технику, такую, как компьютер МАК с перифери-ей, хороший автомобиль и качественный саксофон. Ничего лишнего мне не надо.

­ Я знаю, что вы действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН) по разделу архитектуры и дизайна.

­ Это звание я получил за мой прежний вклад в теорию отечественного дизайна, когда работал в научном отделе ВНИИТЭ.(Алексей Козлов окончил Московский архитектурный институт. ­ А. С.) В 2007 году вспомнили об этом и присудили мне почетное звание. По образованию я архитектор, но после окончания института стал заниматься теорией дизайна. И постепенно перешел к осознанному социальному проектированию, социодизайну. Всю сознательную жизнь я только и делал, что старался воздействоавать на общество с помощью джаза. Для меня музыка ­ не цель, а средство.

­ Жизнь не стоит на месте, все время появляется что­то новое, важно ли вам идти в ногу со временем? Есть ли у вас айпад, электронная книга, другие гаджеты? Есть ли у вас хобби?

­ Естественно! Несколько лет назад у меня появился покетбук, и теперь все книги я читаю в формате FB2. В маленьком планшетнике, который я могу положить в портфель вместе с какими­нибудь бумагами, помещается целая Ленинская библиотека. Это очень удобно. Конечно, насколько хватает времени, я слежу и за современным искусством. А вот что касается хобби, то если проанализировать мое рабочее время, видно, что я постоянно сов­мещаю различные виды деятельности – исполнительство, композицию, подготовку видеолекций, публицистику и так далее. Так что это и есть мои хобби.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта