Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

На Сухаревской площади расцветет «Вишневый сад»

Юлия Никольская

Завершилось строительство здания МТЦ «Вишневый сад» под руководством Александра Вилькина» Департамента культуры города Москвы. Двадцать лет упорного труда и ожидания ­ и у народного артиста России Александра Вилькина и его актеров, преданных идеям и ценностям этого, пожалуй, одного из самых нравственных театров столицы, наконец появился свой дом…

­ Александр Михайлович, скоро у вас официальное открытие. Это событие совпало с юбилеем театра, которому в августе исполняет-ся двадцать лет. Счастливая случайность?

­ Можно так сказать. В течение двадцати лет существования театрального центра мы работали для того, чтобы выстроить этот наш дом. Я назвал его театральным центром потому, что здесь не только будут идти театральные представления, но будут осуществлять-ся и образовательные программы, проводиться общественные акции.

Все меняется, и думаю, что система театрального образования нуждается в коррекции. Считаю, что нет нужды в таком количестве актеров и режиссеров, потому что это все таки профессии «избранные». Только кажется, что быть актером легко. На самом деле это очень тяжелый труд, требующий недюжинного запаса сил и воли, а также, естественно, определенного дарования. От количества нам давно пора переходить к качеству образования. Русская театральная школа имеет очень глубокие корни, и не стоит разбрасы-вать по пустякам наше национальное достояние. Его нужно беречь.

Наш театр за все годы своего существования удерживает репертуарную планку: русская и зарубежная классика с острыми вещами, включая театр абсурда. Но базу составляют русские авторы: Островский, Чехов, Достоевский, Пушкин, Гоголь. Из зарубежных в афише театра ­ Мольер, Ионеско, Кокто, Уильямс, Олби. Подходит к завершению подготовка к выпуску спектакля по Шекспиру.

­ Александр Михайлович, с появлением у театра собственного здания какие перспективы открываются перед «Вишневым садом»?

­ Теперь уже, имея свою площадку ­ это большая и малая сцены, а также экспериментальный камерный зал, ­ можно говорить и о гастрольной деятельности. Идут переговоры с классическим японским театром «Но». Его представители просмотрели московские театральные площадки и для своих гастролей выбрали именно наш театр. Также веду переговоры о сотрудничестве со студенческим театром «Мост» ­ с И. Большаковой и Е. Славутиным. Нам, конечно, очень повезло с местоположением: редкая удача ­ театр в двух минутах ходьбы от станции метро «Сухаревская». Многих, конечно, это очень привлекает.

­ Какими постановками вы порадуете поклонников в честь юбилея театра?

­ Мы открываемся, конечно, нашим фирменным спектаклем «Вишневый сад» в новой редакции.

­ А вторая премьера?

­ Шекспир ­ «Двенадцатая ночь, или Как вам будет угодно» в моей постановке, а также спектакль для детей «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен в постановке моей ученицы, ныне главного режиссера Ногинского драматического театра Веры Анненковой. Малая сцена откроется спектаклем «Танго бабочки» по пьесе Альдо Николаи в переводе Валерия Николаева и с выдающейся игрой народ-ной артистки РФ Ольги Широковой. Это тот самый спектакль, когда зрители восхищаются игрой актеров и не очень понимают, при чем же здесь, собственно, режиссер? Большой комплимент для меня.

Также на Малой сцене будем играть спектакли «Не боюсь Вирджинии Вульф» Э. Олби и «Урок» и «Стулья» Э. Ионеско. Обязательно будет идти моноспектакль Ольги Широковой «Как быстро кончается жизнь…» по Ольге Берггольц ­ он уже несколько лет с успехом идет в нашем театре. Не могу не сказать про литературный спектакль «Письма с земли», состоящий из двух частей – по М. Твену и А. Платонову: на Малой сцене вообще планируется цикл таких литературных спектаклей.

­ А какие проблемы административного характера придется решать?

­ Построение «комсомольского капитализма» в России повлекло за собой много негативных проявлений. Что касается театров, то некоторым руководителям культуры хочется оставить как можно меньше бюджетных театров. Но надо понимать, что культура прино-сит не материальный, а духовный доход. Хорошие спектакли можно сравнить с высококлассными врачами или замечательными ле-карствами, которые позволяют избавиться от некоторых общественных болезней. Сейчас же этот факт во внимание никем не прини-мается. Самое главное – это деньги, которые приносит театр. Я не хочу винить кого­то из своих коллег, которые скатываются на ры-ночный уровень. Просто сам не могу поступать аналогичным образом. Да и не хочу. Слава богу, я двадцать семь лет отработал с при-знанным мировым театральным гением Юрием Любимовым, и «золотой период Таганки» основательно вошел в мою плоть и кровь. Считаю, что зарабатывание денег – не цель театра.

­ Театр во все времена отражает реальную жизнь. Так что же сегодня происходит в стране, если анализировать ситуацию с точки зрения театральной жизни?

­ Идет консолидация общества, государства, возникают авторитарные мотивы, что естественно. С исторической точки зрения – это нормальный процесс. Для театра такое положение вещей, как ни странно, во благо.

­ То есть вы хотите сказать, что сейчас наблюдается расцвет театра?

­ Нет, потому что у нас и не наблюдается такого авторитаризма, как раньше. На данный момент идет довольно серьезная борьба ме-жду потоком поп­культуры и носителями нравственных ценностей. Сегодня просматриваются две тенденции. Одна ­ традиционная, связанная с культурными ценностями, с пониманием цели театра в развитии общества ­ развлекать, обучая, задавать себе вопросы о жизни и смерти, героизме и предательстве, любви и ненависти, чтобы человек таким образом мог самоочищаться и самосовер-шенствоваться. Но, к сожалению, сейчас преобладает иная тенденция ­ развлекая, отвлекать от серьезных вопросов. И вот эти две тенденции наконец начинают противостоять друг другу. Уверен, что первая система все таки вытеснит этот мусор. Но, думаю, про-изойдет это не скоро.

­ Александр Михайлович, какие проблемы вам сегодня хочется поднимать в своих работах?

­ В моем возрасте круг проблем сжимается, как шагреневая кожа. И хочется говорить лишь о любви как категории, о чувстве ответст-венности за то, что происходит в обществе. Ведь почему человек уходит в искусство? Потому что в определенный момент, столкнув-шись с реальным миром, осознает, что тот не соответствует его миропониманию. Это очень болезненное ощущение, которое чело-век хочет в себе изжить. А достичь этого можно, только пытаясь сделать окружающий мир лучше в соответствии с тем, каким он представлялся ему в детстве.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта