На Сухаревской площади расцветет «Вишневый сад»
Юлия Никольская
Завершилось строительство здания МТЦ «Вишневый сад» под руководством Александра Вилькина» Департамента культуры города Москвы. Двадцать лет упорного труда и ожидания и у народного артиста России Александра Вилькина и его актеров, преданных идеям и ценностям этого, пожалуй, одного из самых нравственных театров столицы, наконец появился свой дом…
Александр Михайлович, скоро у вас официальное открытие. Это событие совпало с юбилеем театра, которому в августе исполняет-ся двадцать лет. Счастливая случайность?
Можно так сказать. В течение двадцати лет существования театрального центра мы работали для того, чтобы выстроить этот наш дом. Я назвал его театральным центром потому, что здесь не только будут идти театральные представления, но будут осуществлять-ся и образовательные программы, проводиться общественные акции.
Все меняется, и думаю, что система театрального образования нуждается в коррекции. Считаю, что нет нужды в таком количестве актеров и режиссеров, потому что это все таки профессии «избранные». Только кажется, что быть актером легко. На самом деле это очень тяжелый труд, требующий недюжинного запаса сил и воли, а также, естественно, определенного дарования. От количества нам давно пора переходить к качеству образования. Русская театральная школа имеет очень глубокие корни, и не стоит разбрасы-вать по пустякам наше национальное достояние. Его нужно беречь.
Наш театр за все годы своего существования удерживает репертуарную планку: русская и зарубежная классика с острыми вещами, включая театр абсурда. Но базу составляют русские авторы: Островский, Чехов, Достоевский, Пушкин, Гоголь. Из зарубежных в афише театра Мольер, Ионеско, Кокто, Уильямс, Олби. Подходит к завершению подготовка к выпуску спектакля по Шекспиру.
Александр Михайлович, с появлением у театра собственного здания какие перспективы открываются перед «Вишневым садом»?
Теперь уже, имея свою площадку это большая и малая сцены, а также экспериментальный камерный зал, можно говорить и о гастрольной деятельности. Идут переговоры с классическим японским театром «Но». Его представители просмотрели московские театральные площадки и для своих гастролей выбрали именно наш театр. Также веду переговоры о сотрудничестве со студенческим театром «Мост» с И. Большаковой и Е. Славутиным. Нам, конечно, очень повезло с местоположением: редкая удача театр в двух минутах ходьбы от станции метро «Сухаревская». Многих, конечно, это очень привлекает.
Какими постановками вы порадуете поклонников в честь юбилея театра?
Мы открываемся, конечно, нашим фирменным спектаклем «Вишневый сад» в новой редакции.
А вторая премьера?
Шекспир «Двенадцатая ночь, или Как вам будет угодно» в моей постановке, а также спектакль для детей «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен в постановке моей ученицы, ныне главного режиссера Ногинского драматического театра Веры Анненковой. Малая сцена откроется спектаклем «Танго бабочки» по пьесе Альдо Николаи в переводе Валерия Николаева и с выдающейся игрой народ-ной артистки РФ Ольги Широковой. Это тот самый спектакль, когда зрители восхищаются игрой актеров и не очень понимают, при чем же здесь, собственно, режиссер? Большой комплимент для меня.
Также на Малой сцене будем играть спектакли «Не боюсь Вирджинии Вульф» Э. Олби и «Урок» и «Стулья» Э. Ионеско. Обязательно будет идти моноспектакль Ольги Широковой «Как быстро кончается жизнь…» по Ольге Берггольц он уже несколько лет с успехом идет в нашем театре. Не могу не сказать про литературный спектакль «Письма с земли», состоящий из двух частей – по М. Твену и А. Платонову: на Малой сцене вообще планируется цикл таких литературных спектаклей.
А какие проблемы административного характера придется решать?
Построение «комсомольского капитализма» в России повлекло за собой много негативных проявлений. Что касается театров, то некоторым руководителям культуры хочется оставить как можно меньше бюджетных театров. Но надо понимать, что культура прино-сит не материальный, а духовный доход. Хорошие спектакли можно сравнить с высококлассными врачами или замечательными ле-карствами, которые позволяют избавиться от некоторых общественных болезней. Сейчас же этот факт во внимание никем не прини-мается. Самое главное – это деньги, которые приносит театр. Я не хочу винить когото из своих коллег, которые скатываются на ры-ночный уровень. Просто сам не могу поступать аналогичным образом. Да и не хочу. Слава богу, я двадцать семь лет отработал с при-знанным мировым театральным гением Юрием Любимовым, и «золотой период Таганки» основательно вошел в мою плоть и кровь. Считаю, что зарабатывание денег – не цель театра.
Театр во все времена отражает реальную жизнь. Так что же сегодня происходит в стране, если анализировать ситуацию с точки зрения театральной жизни?
Идет консолидация общества, государства, возникают авторитарные мотивы, что естественно. С исторической точки зрения – это нормальный процесс. Для театра такое положение вещей, как ни странно, во благо.
То есть вы хотите сказать, что сейчас наблюдается расцвет театра?
Нет, потому что у нас и не наблюдается такого авторитаризма, как раньше. На данный момент идет довольно серьезная борьба ме-жду потоком попкультуры и носителями нравственных ценностей. Сегодня просматриваются две тенденции. Одна традиционная, связанная с культурными ценностями, с пониманием цели театра в развитии общества развлекать, обучая, задавать себе вопросы о жизни и смерти, героизме и предательстве, любви и ненависти, чтобы человек таким образом мог самоочищаться и самосовер-шенствоваться. Но, к сожалению, сейчас преобладает иная тенденция развлекая, отвлекать от серьезных вопросов. И вот эти две тенденции наконец начинают противостоять друг другу. Уверен, что первая система все таки вытеснит этот мусор. Но, думаю, про-изойдет это не скоро.
Александр Михайлович, какие проблемы вам сегодня хочется поднимать в своих работах?
В моем возрасте круг проблем сжимается, как шагреневая кожа. И хочется говорить лишь о любви как категории, о чувстве ответст-венности за то, что происходит в обществе. Ведь почему человек уходит в искусство? Потому что в определенный момент, столкнув-шись с реальным миром, осознает, что тот не соответствует его миропониманию. Это очень болезненное ощущение, которое чело-век хочет в себе изжить. А достичь этого можно, только пытаясь сделать окружающий мир лучше в соответствии с тем, каким он представлялся ему в детстве.