Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Страховкины уловки

Ирена ТАТОНОВА

По информации Банка России, число жалоб на страховые компании в первом полугодии довольно серьезно выросло ­ в общем объеме обращений в это финансовое ведомство они составили 78 процентов. Что же происходит на рынке страхования?

Cогласно официальному определению, страховая компания – исторически определенная общественная форма функционирования страхового фонда, представляющая собой обособленную структуру и осуществляющая заключение договоров страхования и их об-служивание.

Ну, с заключением договоров у страховых компаний еще как­то дело ладится, особенно если это обязательное страхование. А вот с обслуживанием этих договоров не всегда выходит корректно. Очень не любят некоторые страховщики выплаты при наступлении стра-хового случая и всеми силами пытаются доказать, что тот и не наступил вовсе.

Оно понятно ­ кому хочется с деньгами расставаться? Во всем мире страховщики не побегут к вам сразу с деньгами на тарелочке с голубой каемочкой и радостной улыбкой на лице. Страховая компания прежде направит своего эксперта, который примется дотошно вникать в детали, искать подвох и обман со стороны того, кто претендует на выплату. Не мошенник ли? Не решил ли обогатиться за чужой счет? Не умышленно ли создается страховой случай – просто потому, что денег хочется?

Правда, жизнь не раз доказывала, что хороших людей на свете больше, чем плохих. Стало быть, основная часть граждан, как правило, претендуют на выплаты без всяких задних мыслей и коварных планов. На мой взгляд, чаще случается, что страховщики ущемляют пра-ва граждан, затягивая выплаты, а то и вовсе не собираясь их осуществлять.

Достаточно вспомнить, например, ситуацию со страховыми компаниями и страховыми выплатами в прошлом году, когда обвал на туристическом рынке привел к уходу с него достаточно большого количества турфирм. Тогда выяснилось, что некоторые из них со-трудничали с весьма проблемными страховыми компаниями и страхование носило для туристов чисто символический характер.

Вообще один из наших экспертов как­то отмечал, что в России у властей к страховым компаниям отношение всегда было достаточно благосклонным. Страховой рынок традиционно был немалой, достаточно прибыльной и стабильной частью экономики. А это стабиль-ные поступления в бюджет.

Однако сегодня мы видим, что Центробанк отзывает лицензии не только у проблемных банков, он отзывает их и у страховых компаний. В конце минувшей недели мегарегулятор отозвал лицензии у восьми (!) страховых компаний, еще у нескольких лицензии приостанов-лены. И если две компании лишились лицензии просто потому, что прекратили свою деятельность, то для остальных отзыв был с ос-новной формулировкой «за несоблюдение требований финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования стра-ховых резервов и за несоблюдение порядка и условий их инвестирования».

Конечно, системообразующие страховые компании остаются на плаву, так же как и системообразующие банки. Это те, которые явля-ются особо значимыми для экономики и имеют особенности организации страхового надзора. Однако насколько это облегчает жизнь людям? Тем более что в последнее время их усиленно агитируют страховаться по разным поводам.

Например, именно во властных верхах был поднят вопрос о том, чтобы граждане поголовно страховали свою собственность. Дескать, в случае природных катаклизмов или техногенных катастроф с массовыми негативными последствиями для инфраструктуры не власти должны выплачивать компенсации пострадавшим, а страховые компании ­ страховку. Дескать, понятно, что государство не сможет полностью остаться в стороне от подобных ЧП, однако сами владельцы недвижимого и движимого имущества должны встраиваться в цивилизованную систему страхования: если ты собственник, то должен нести за свое добро определенную ответственность.

Однако многие россияне опасаются: заключишь договор страхования, будешь исправно взносы платить, а случись что – набегаешься за положенной выплатой. Ведь по данным Центробанка, среди основных жалоб граждан на страховщиков, кроме навязывания допол-нительных услуг и отказа в заключении договоров, значится и такая проблема, как неправильный расчет страховых премий.

­ На мой взгляд, наш страховой рынок пока, к сожалению, достаточно дикий, ­ комментирует «МП» ситуацию юрист, специалист в области защиты прав потребителей Мария Свиридова. – Давно занимаюсь этим вопросом и могу сказать, что до 2012 года страхо-вые компании вообще урегулирование всех споров валили на суд. Или тянули: мол, дело на выплате, дело на выплате. А выплаты все нет и нет. После 2012 года на страховую сферу стал распространяться закон о защите прав потребителей. Тогда количество исков в суды по поводу действий страховых компаний резко выросло, а сейчас упало, потому что после того, как подавались иски, страхов-щики судорожно платили гражданам положенное. А почему бы страховщикам не осуществлять законные выплаты без споров и су-дов? Ведь нельзя сказать, что они все бедные. Взять для примера ситуацию с ОСАГО: сколько народа застраховано, а ведь в аварии попадает небольшой процент. Сама четыре года водила автомобиль и ни разу не оказалась участницей хотя бы самого незначитель-ного ДТП. А страховку оплачивала, и деньги аккумулировались на счетах страховщика. Как и плата других людей.

­ Сейчас Центробанк отзывает лицензии и у некоторых страховых компаний, это может создать проблемы тем, кто оформлял с ними договора. Как можно обез­опасить себя, выбрать ту компанию, что будет устойчивой и платежеспособной?

­ Выбирая страховую компанию, надо не увлекаться только выгодой предложений, ­ советует Свиридова. – Здесь важно, чтобы ком-пания занимала как можно больший объем страхового рынка, работала по нескольким видам страхования: автострахование, страхо-вание туристов, страхование недвижимости… Здесь все непросто. Например, в случае возникновения проблем у компании вам стра-ховку по ОСАГО может выплатить Российский союз автостраховщиков, но если мы говорим о более серьезных видах страхования, то проблемы у клиентов действительно могут возникнуть.

Однако проблем и споров между страховщиками и их клиентами и сейчас предостаточно. Сам механизм некоторых видов страхова-ния оставляет желать лучшего. Взять хотя бы добровольное страхование, которое имеется у каждого москвича в едином платежном документе. Вроде все здесь правильно и удобно. Такой документ дает возможность без особой мороки застраховать свое жилье. И платить по страховке можно сразу вместе с коммунальными платежами. Но…

­ По той страховке, что есть у нас в ЕПД, выплаты очень маленькие, ­ делится с «МП» своим мнением Мария Свиридова. – К тому же здесь есть «фишка» с датой оплаты. У страховщиков месяц считается оплаченным, если вы внесли деньги до первого числа следую-щего месяца. А мы ведь за коммуналку платим до 10­го числа. Люди иногда не знают такого нюанса. К тому же многие из тех, кто оплачивает эту добровольную страховку в ЕПД, даже не в курсе, в какой компании они застрахованы.

Вот и получается: всем нам надо еще совершенствоваться и совершенствовать систему страхования. Потенциальным клиентам не-обходимо повышать свою финансовую грамотность и учиться нести ответственность за собственность. А страховщикам ­ осознать: выплаты при наступлении страхового случая неизбежны, как бы ни жалко было расставаться с деньгами.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта