Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Когда талант неисчерпаем

Юлия Никольская

В самом сердце столицы открылась персональная выставка одного из известнейших живописцев нашего времени ­ заслуженного ху-дожника РФ Никаса Сафронова.

Рассуждать о мастерстве автора, думается, излишне. О профессионализме высочайшего класса говорит то, что основная часть картин Никаса Сафронова находится в ведущих музеях России и Европы и частных собраниях. Коллекционеры приобрели более восьмисот работ художника, и среди владельцев его полотен – звезды от Аллы Борисовны Пугачевой и Софи Лорен до Джека Николсона и Мадон-ны. Из­под кисти мастера вышли великолепные портреты президента России Владимира Путина, председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, президентов Турции, Азербайджана, Америки, королей Испании, Иордании, Брунея и других деятелей политики и искусства.

Находясь в постоянном творческом поиске, Никас Сафронов завоевал признание не только широкой публики, для которой каждая его персональная выставка становится поистине культурной сенсацией, но и авторитетных экспертов мира искусства.

Работы художника неизбежно привлекают внимание публики, поэтому два года назад возникла идея устроить в Москве большую вы-ставку. Однако найти для нее подходящую площадку оказалось непростой задачей, поскольку важен был не столько статус, сколько система освещения залов, позволяющая показать работы во всем их великолепии. Изначально в списке подходящих для выставки мест Исторического музея не было ­ шансы быстро встать здесь в план обычно равны нулю: музеи такого уровня утверждают график на годы вперед. Реально было выставить последние работы выдающегося живописца в ЦДХ, Манеже или Музее современной истории. Но художник считал, что поговорить насчет персональной выставки с руководством Исторического стоит. И интуиция мастера не под-вела: «окно» в плотном графике нашлось!

Так и удалось устроить грандиозную экспозицию из ста с лишним оригинальных работ: классические портреты, пейзажи и композиции в стиле символизма разместились в просторных, хорошо освещенных залах в самом центре первопрестольной.

Картины Никас Сафронов отбирал сам ­ со всей ответственностью: большинство полотен взято непосредственно из его мастерской. Художник, более известный современникам как блестящий портретист, в совершенно новом качестве предстает перед посетителя-ми. В самом начале экспозиции их внимание неизбежно привлекает символичная картина: спящий тигр на фоне Красной площади ­ напоминание о том, что сердце России находится под защитой высших сил. Рядом мы видим ангела, парящего над городом и будто прикрывающего его от бед своими крылами. Распятие, возвышающееся на фоне переливающегося огнями ночного города, – как обращение к самым светлым чувствам и указание на то, что духовность в наше время не соизмерима ни с какими материальными благами…

Но особенно интересны полотна в авторском стиле dream vision – воздушные, почти невесомые, ускользающие образы, которые порой приходят человеку в снах, чтобы потом практически полностью раствориться в памяти. В термин «dream vision» мастер вкла-дывает обобщение своего творческого метода, где соединяются классическая живопись, воображение и интуиция. Этому стилю Сафронов обязан занесением в Книгу рекордов Гиннесса ­ как самый неоднозначный художник современности.

­ Надо сказать, что я не ожидал, что термин «dream vision» станет столь популярным, ­ говорит Никас. ­ Однажды, ведя разговор с вы-сокопоставленным чиновником из Англии, я пытался объяснить через переводчика, чем именно мои новые полотна отличаются от прежних и почему они стали новым этапом в моем творчестве. Через новую технику я хотел запечатлеть на полотнах свои ускользаю-щие сновидения, растворенные в образах дня, в его свете, в его конкретности. И вот промелькнули слова «dream vision». Потом они были где­то напечатаны, перепечатаны, и уже проще было сказать «dream vision», чем заново все объяснять.

Конечно, мне, как русскому художнику, хотелось подобрать подходящее русское слово, но оказалось, что мои полотна уже живут в мире сами по себе, уже изданы альбомы с этой техникой, и поздно что­то менять. Возможно, в этом есть своя закономерность, потому что идея нового видения пришла мне в путешествии по Европе, точнее, в воспоминаниях о нем. Когда я навещал в 1990­х годах в Лон-доне сына, мы с ним часто отправлялись в Венецию, к его бабушке и дедушке, и почти всегда приезжали в этот город ранним утром. И это сочетание солнца и тумана, блеска воды, того, что мы еще толком не проснулись, нежность к сыну ­ все это слилось у меня в одно прекрасное, светлое воспоминание, и родилась картина в этой технике.

Полотна, посвященные Венеции, особенно мне дороги. Там я испытал яркую влюбленность, туда стремился, как в город красоты и счастья, и что бы ни случилось со мной потом, образ Венеции не блекнет. Он меняется, идеализируется, но остается со мной, в моей душе и в моем сердце.

Существенная часть выставки посвящена портретам знаменитостей из серии «Река времени». Но особое внимание аудитории неиз-бежно привлекают портреты, выполненные сангиной: этими красноватыми «мелками» художник с почти фотографической точностью передает образы героев. Филигранность исполнения приводит публику в восторг.

Книга отзывов Исторического музея пестрит комментариями посетителей – люди разного пола, возраста, профессий, горячие по-клонники или те, кто только познакомился с творчеством художника, единогласно выражают восхищение увиденным, гордятся тем, что являются современниками мастера, соединившего мечту с реальностью.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта