Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Когда количество мешает качеству

Мария СОЛОВЬЕВА

Независимых детских садов в Москве практически не осталось: все они вошли в состав образовательных кластеров и стали их под-разделениями. Как и при любой оптимизации, на первом этапе это создало в их работе определенные проблемы.

В Общественной палате города Москвы прошел «круглый стол» «Дошкольное образование в образовательных комплексах – риски и возможности». По словам Юлии Муромцевой, бывшей заведующей детским садом, зачастую директора комплексов не обладают дос-таточными компетенциями и знаниями, чтобы успешно руководить своими дошкольными отделениями.

­ У них нет опыта работы с детьми от 2 до 7 лет, а это особенный контингент, ­ говорит Юлия Муромцева. – Поэтому в детских садах могут сокращать воспитателей, нередки случаи увольнения музыкальных руководителей и педагогов дополнительного образования. У тех, кто остается работать, уменьшается заработная плата. Почему это происходит? Потому, что расчет базовой части зарплаты те-перь идет по «детодням», то есть он зависит от того, сколько малышей посещали группу в течение месяца. Но ведь ребятишки в дет-ских садах часто болеют, поскольку у них в раннем возрасте происходит адаптация в большом коллективе. Никто не учитывает, что воспитатель все равно готовится к работе и выполняет ее. При оплате труда воспитателей не принимается во внимание их квалифика-ция: в результате у них теряется интерес к тому, чтобы развиваться, учиться, совершенствовать свои знания. Это обязательно приве-дет к падению качества услуг.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются родители дошколят, – это увеличение числа малышей в группах. До сих пор их количество определяют Санитарно­эпидемиологические правила и нормативы, требующие, что на каждого воспитанника в игровой комнате должно быть не менее двух квадратных метров. Сейчас строятся новые здания детских садов, имеющие игровые залы по 60 ­ 70 квад-ратных метров. Получается, что в группу можно набрать до 35 человек. Какой уж воспитатель с помощником тут справится!

­ Конечно, сокращение очередей в детские сады – это хорошо, ­ продолжает Юлия Муромцева. – Но при большом количестве детей вряд ли воспитатель сможет качественно выполнять свою работу. Очень волнует и вопрос вывода из штата детского сада сотрудников пищеблока, прачечной службы, уборщиков и медицинских работников. Все это может разрушить сложившуюся систему дошкольного образования.

Так подчас и происходит. Буквально на днях родители детей с нарушением зрения составили петицию с требованием вернуть офталь-мологический кабинет в бывший детский сад №420, где воспитываются 50 малышей с различными нарушениями зрения. После при-соединения к средней школе №1950 детский сад потерял статус специализированного, и офтальмологи были уволены. В своей пети-ции, которую подписали более 70 тысяч человек, родители объясняли, что после занятий в офтальмологическом кабинете у детей на-блюдалось существенное улучшение зрения. Глава Департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун посетил детский сад при школе №1950 и пообещал вернуть офтальмологический кабинет для детей с нарушением зрения. Руководитель ведомства поручил главному врачу Филатовской больницы предоставить офтальмолога и медсестру­ортоптистку в детский сад с тем, чтобы кабинет возоб-новил работу в августе.

По мнению эксперта Общественной палаты, заместителя директора по научной работе Института социально­экономических проблем народонаселения РАН Ольги Александровой, главное в дошкольном образовании – это его доступность и качество. Если первую про-блему городским властям удается успешно решать, по крайней мере для юных москвичей от 3 до 7 лет, то качество работы детских садов начинает «хромать».

­ Задача дошкольных учреждений – это присмотр и уход за малышами, ­ уточняет Ольга Александрова. – Все остальное может ока-заться побоку. Мы наблюдаем резкое сокращение логопедической помощи в детсадах, появление дефицита мест для детей с огра-ниченными возможностями здоровья, закрытие ясельных групп и помещений для развития детей.

Директор Института развития НИУ Высшая школа экономики Ирина Абанкина считает, что не все документы, регулирующие работу дошкольного образования в современных условиях, серьезно проработаны, а СанПиНы в вопросе наполняемости групп и вовсе уста-рели.

­ Общественная палата должна выступить с инициативой вернуть норму по предельной наполняемости групп в детских садах, ­ гово-рит Ирина Абанкина. – Имеет смысл внести изменения в Федеральный государственный образовательный стандарт и прописать но-вое нормирование труда воспитателей в дошкольном учреждении, то есть определить, сколько воспитателей должно быть закреплено за каждой группой, дифференцировать рабочее время педагогов, предложив, например, что из 36 рабочих часов он должен 30 часов тратить на работу с детьми, остальное время – на самоподготовку.

По результатам «круг­лого стола» была принята резолюция, в которой предложено, во­первых, ввести для руководителей образова-тельных комплексов курсы повышения квалификации по вопросам дошкольного обучения, во­вторых, максимально сохранить группы в детских садах для детей с ОВЗ, в­третьих, не перекладывать на детские сады образовательные функции, тем самым увеличивая ко-личество платных образовательных услуг в них, в­четвертых, внести в Рособрнадзор и Рос­потребнадзор предложения по изменению нормативов численности персонала в группах детских садов.

К сожалению, позицию Департамента образования города по проблемам дошкольного образования на «круглом столе» услышать не удалось, поскольку представители ведомства на него не приехали и, как сказала модератор мероприятия, член Комиссии по образо-ванию Общественной палаты Нина Ларионова, никакого письма не прислали.

Однако, как рассказала корреспонденту «МП» депутат Московской городской Думы, директор образовательного комплекса №1298 Ольга Ярославская, дошкольное образование, согласно Федеральному закону, является одной из ступеней общего образования на-ряду с начальным, средним общим и основным общим, поэтому включение его в систему образовательных комплексов вполне логич-но.

­ Впервые детские сады были присоединены к школам еще в конце 1980­х ­ начале 1990­х годов, ­ отметила Ольга Ярославская. ­ Ор-ганизации, которые сочетали в себе дошкольное и школьное образование, назывались учебно­воспитательными комплексами (УВК). В Москве в те годы было создано свыше 100 УВК. Действующее законодательство в сфере образования дает широкие возможности образовательным организациям, в том числе и по определению основных векторов своего развития. Идеи об объединении образова-тельных учреждений дошкольного и общего образования позволяют процесс образования построить полностью в интересах ребенка ­ без образовательных «тупиков», без «разрывов», сделать процесс перехода ребенка с одного уровня общего образования на другой комфортным и естественным. Когда мы говорим о результатах включения детских садов в образовательные комплексы, нужно учиты-вать то, что дошколята занимаются по той же программе, которая реализуется в начальной школе данного комплекса. Они могут уча-ствовать во всех школьных мероприятиях и не испытывают стресса при переходе с дошкольной ступени обучения на школьную. Не-большие детские сады раньше зачастую не могли позволить себе иметь в своем штате психологов, логопедов, педагогов дополни-тельного образования. Став частью крупного образовательного комплекса, они имеют возможность пользоваться услугами высоко-квалифицированных специалистов, получают доступ к ресурсам, которые имеются у школы, – к спортивному залу, бассейну. Еще один важный момент: присоединение садиков к школам дает детям возможность учиться в знакомом коллективе при переходе из дошколь-ных групп в 1­й класс своей же школы без дополнительных стрессов.

Одна из самых успешно действующих систем дошкольного образования существует в Финляндии. Государство обязано предоставить малышу место в детском саду, если после 11 месяцев декретного отпуска его родитель собирается вый­ти на работу. Максимальный срок ожидания очереди в сад – 4 месяца. Если места в дошкольном учреждении нет, муниципалитет ежемесячно выплачивает семье дополнительно к детскому пособию в 1000 евро еще 500 евро. По желанию семьи дети от 1 до 3 лет могут оставаться дома. В этом слу-чаи их родители получают дотацию на уход за ребенком в размере 450 ­ 780 евро в месяц в зависимости от дохода семьи.

По нормативу, в группе от 1 до 3 лет может быть 4 малыша на одного педагога, для более старших возрастов – не более 7 малышей на одного педагога. В семейном саду одновременно могут находиться не более 4 человек, при этом дети воспитателей не могут быть воспитанниками. В спецгруппах для детей­инвалидов на одного ребенка приходится один воспитатель.

Питание в рамках одного города во всех детских садах одинаковое. Меню разработано на 6 месяцев. В игровой на каждого малыша должно быть не менее 9 квадратных метров площади. Медицинских работников в штате дошкольного учреждения нет.

Бесплатных детских садов в Финляндии нет, поэтому родители сами могут выбрать, в муниципальный или частный детсад они отдадут малыша. В оплату входит уход за ребенком и его питание. Размер оплаты зависит от доходов семьи: максимально она составляет 254 евро в месяц, минимально – 22 евро в месяц. Многодетные семьи, одинокие родители и родители­студенты освобождены от оплаты детского сада. Средняя заработная плата в Финляндии в госсекторе – 3647 евро в месяц, в муниципальном секторе – 2932 евро, в частном секторе – 3279 евро. С шести лет для всех малышей организована бесплатная подготовка к обучению в школе.

Хочется верить, что подобное «благолепие» появится и в российской системе образования.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта