Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Георгий ДАНЕЛИЯ: Мне важно, чтобы читателю было интересно

Александр Славуцкий

Народный артист СССР режиссер Георгий Данелия снял знаковые фильмы «Я шагаю по Москве», «Джентльмены удачи», «Осенний марафон», «Афоня» и десятки других, связывающих между собой несколько поколений. Но талант его многогранен. Георгий Нико-лаевич ­ автор остроумных и превосходно написанных мемуаров, пользующихся у читателей неизменной популярностью. Недавно издательство «ЭКСМО» выпустило еще одну книгу Георгия Данелии ­ «Кот ушел, а улыбка осталась». Написанная легко, весело, ярко, она рассказывает не только о работе выдающегося режиссера, но и о его повседневной жизни, удивительных встречах, памятных эпизодах.

­ Георгий Николаевич, вы всемирно знаменитый режиссер, казалось бы, могли почивать на лаврах и просто наслаждаться жизнью. Какая сила заставляет вас часами сидеть за компьютером и работать над книгами?

­ Это уже моя третья книга. В конце второй я сообщил, что обязательно напишу продолжение, так что написать ее являлось моим долгом перед читателями. В моей жизни было очень много забавных и любопытных случаев. И однажды мой друг знаменитый Тонино Гуэрра сказал, что я должен сесть за стол и написать книгу воспоминаний. Это было 15 лет назад. Так появилась первая книга. Как только она была издана, все стали говорить, что я должен написать еще. И появилась и вторая книга, ну а теперь третья.

­ Такая работа, наверное, в удовольствие?

­ Только отчасти. К любому своему делу я отношусь очень серьезно, критически, стараюсь отсечь все ненужное, всегда очень нерв-ничаю. Мне важно, чтобы читателю было интересно. Понимаю: если начну подробно рассказывать, какие замечательные, хорошие и так далее люди со мной работали, то такую книгу читатель быстро закроет и отложит, а вот написать так, чтобы известных и даже великих людей показать с неожиданной стороны, намного сложнее. Стараюсь писать с юмором, но дал себе зарок негативных пер-сонажей в повествование не пускать, поэтому о тех, про кого можно было рассказать что­то, что их не украшает, даже если получится и смешно, я не пишу.

­ Создается впечатление, что ваши фильмы снимались вопреки обстоятельствам, строю, власти, цензуре.

­ Это стало сейчас модно говорить, что в те времена все мешали творческому процессу и только благодаря героической фигуре ре-жиссера, который один с гранатами шел на вражеские танки, что­то удавалось. Это не совсем так. Любая работа ­ и в те времена, и сегодня ­ связана с определенными сложностями. Их приходится преодолевать, но ничего героического тут нет. И, как мне кажется, вопреки обстоятельствам я ничего не делал.

­ На ваш взгляд, в чем отличие условий существования кино в то время и сегодня?

­ В то время в год мы снимали 120 фильмов плюс еще очень много короткометражек, документальных и научно­популярных филь-мов. Существовала огромная армия киноработников, которые эти картины обслуживали. Сейчас государство дает деньги ­ и то не целиком, а только частично ­ на два десятка фильмов. А остальные деньги надо находить у спонсоров. Поскольку тогда рынок был закрыт для Голливуда, мы покупали только индийские и иногда французские фильмы, наши картины (во всяком случае, мои) шли с большим успехом, собирая десятки миллионов зрителей. Сейчас все по­другому, и российскому фильму пробиться к зрителю куда сложнее. Мне повезло, что мою картину «Ку! Кин­дза­дза» показали в очень хорошее время по Первому каналу, поэтому ее многие увидели.

­ Как вы считаете, должно ли государство поддерживать кино?

­ Я считаю, что да.

­ Насколько, на ваш взгляд, успешна политика государства в области кино сегодня?

­ Недавно было объявлено, что Министерство культуры будет поддерживать только те фильмы, которые нужны государству. Но какие фильмы на самом деле нужны стране, а какие ­ нет, понять непросто. Например, мои фильмы, которые, как казалось сначала, вроде бы были и не нужны государству, затем принесли мне Государственные премии, ордена, звание народного артиста СССР, их до сих пор часто показывают по телевизору. Так что тут все очень неоднозначно и относительно. Вот сейчас вдруг оказалось, что при всех сложностях, связанных с межнациональными отношениями, мой фильм «Мимино» стал важным и нужным, даже в Министерстве культуры говорят об этом. А когда мы снимали картину, у нас даже и мыслей таких не было.

­ Следите ли вы за сегодняшним российским кино?

­ Я вижу далеко не все, но что­то смотрю. Мне присылают для голосования фильмы на «Нику» и «Золотого орла». И сейчас есть инте-ресные режиссеры, которые снимают не хуже, чем наше поколение. Появляются очень хорошие фильмы, но они совсем другие, да и мир вокруг совсем другой. Мне понравился фильм «Звезда» Анны Меликян, взволновал финал фильма Михалкова. До этого понра-вились фильмы «Стиляги» Валерия Тодоровского, «Елена» Звягинцева. Это очень хороший фильм, сделанный точно, хотя ритмы кино не соответствуют моим ритмам: я люблю динамику.

­ Рассказывая о фильме «Паспорт», снимавшемся в начале 1990­х, вы говорите о том, что в Израиле, где вроде бы шла война, чувствовали себя спокойнее, чем в Москве, где царила атмосфера страха. А сейчас ситуация изменилась?

­ Я почти не выхожу из дома, но все­таки могу сказать, что такого страха и тревоги, как тогда, сейчас нет. Сегодня стало спокойней. В начале 1990­х стреляли на улицах, по городу ездили бандиты. Это было совсем другое время. В фильме «Настя» моя героиня гово-рит: «О, макароны из муки». Значит, были и какие­то другие макароны, не из муки. В фильме показаны пустые прилавки магазинов, бандиты на улицах, оставшиеся без жилья и денег военные, торгующие цветами у метро. Сейчас картину «Настя» можно смотреть как документальный фильм о начале 1990­х.

­ Что вас беспокоит в сегодняшней общественной жизни?

­ Конечно, меня очень волнует война на Украине. Мне хотелось бы, чтобы как можно скорее это прекратилось.

­ Несколько лет назад вы сказали: «Такого количества мерзавцев, как за последние годы по ТВ, я не встречал за 70 лет своей жизни». Сейчас вы бы могли повторить эти слова?

­ Конечно. Раньше диктор программы «Время» говорил: «Добрый вечер, друзья. Сейчас мы расскажем вам, что произошло в Сиби-ри». В сегодняшних новостях ведущий в быстром темпе рассказывает, что и где взорвалось, сколько самолетов упало, сколько лю-дей сгорели, сколько погибли, кто наши враги и так далее. Раньше доступ к экрану имел ограниченный круг подготовленных профес-сионалов, а сейчас за многое и многих на нашем телевидении мне становится стыдно. Я не буду приводить примеры, чтобы никого не обижать, но мне бывает очень неловко за царящие на теле­экране пошлость, безвкусицу, стремление понравиться, рассмешить любым, самым примитивным способом. Беда в том, что телевидение сейчас зарабатывает деньги рекламой, которую могут дать только программы с широкой аудиторией, поэтому телевизионщики стараются завоевать симпатии телезрителя, а, как показывает история человечества, различные негативные явления, а также секс и порнография всегда вызывали повышенный интерес. Не зря же Колизей, где сражались гладиаторы, был в свое время одним из самых популярных мест в Риме. Поэтому до тех пор, пока деньги будут оставаться на телевидении главными, с хорошим вкусом тут будут большие проблемы.

­ Чуть больше года назад у вас вышел мультфильм «Ку! Кин­дза­дза». Правда ли, что вам предлагали снимать ремейк в Голливуде, а вы отказались?

­ Не в Голливуде, но, действительно, американский продюсер предлагал мне снимать ремейк фильма «Кин­дза­дза». Я отказался, потому что в моем фильме играли Станислав Любшин, Евгений Леонов, Юрий Яковлев, Леван Габриадзе, и кого­то другого на месте этих актеров я представить себе не мог. В анимации все по­другому.

­ В своей книге вы вспоминаете встречи с голливудскими актерами ­ например, с Николасом Кейджем. На ваш взгляд, чем отличается работа в Голливуде?

­ Я думаю, что сейчас уже практически ничем. Раньше у них был плотный и насыщенный график, съемочный день длился 16 часов, поэтому фильмы снимались намного быстрее, а сейчас и у нас так же снимают. Хотя общий язык с западными актерами находить намного сложнее: они не читали книг, которые я читал, не смотрели фильмов, на которых я вырос, не знали тех героев, которые были важны для меня. Это совсем другие люди.

­ А что у вас в планах?

­ Сейчас я работаю ­ точнее, пока только обдумываю новый сценарий ­ с режиссером Еленой Машковой. Более конкретно пока ниче-го говорить не буду.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта