Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Интрига сохранялась до последнего…

Ирина ШВЕДОВА

Из всех культурных событий нынешнего лета, включая ММКФ и Театральный фестиваль им. Чехова, юбилейный XV Международный конкурс имени П. И. Чайковского побил все рекорды по интересу публики и накалу страстей в профессиональной среде.

Надо было видеть, как бурлила жизнь в Большом и Малом залах консерватории, где проходили туры у пианистов и скрипачей! Нечто безумное носилось в воздухе, и перед заключительным выступлением финалистов в здании консерватории возник пожар! Ректор Александр Соколов всех «успокоил»: это не мистика – в ходе ремонтных работ в здании с тыльной стороны загорелась пакля, которой проложены все стены для звукоизоляции. Здание­то строилось в XIX веке, а впервые его ремонтируют в нынешнем…

Церемония награждения проходила в Зале им. Чайковского. Первые слова приветствия всем участникам сопредседателя оргкоми-тета Валерия Гергиева: «Спасибо, Петр Ильич!» Имя великого русского композитора, 175­летие со дня рождения которого широко отмечается в этом году, стало символом знаменитого конкурса. В этот раз было подано рекордное количество заявок из 37 стран. Маэстро напомнил о своем обещании сделать все возможное, чтобы молодые музыканты получили возможность выступать в России, Европе, Америке и Азии, на лучших концертных площадках и известных фестивалях, чего раньше не было.

Обидно, что замечательных зарубежных музыкантов, которые составляли мощную конкуренцию нашим участникам, готовили русские педагоги, которые покинули родные стены консерватории и преподают за рубежом, где у них зарплаты выше, чем на Родине. На кон-курсе было видно, что скрипичная школа у нас теперь явно «проседает». Об этом говорят и результаты, а не только высказывания чле-нов жюри и критиков. Первое место у скрипачей не присудили никому. На втором – Юй­Чень Цзэнь (Тайвань, учился в США). На треть-ем – даже Гайк Казазян в компании с Павлом Милюковым и Александрой Конуновой (Молдова). В числе финалистов был замечатель-ный 32­летний виолончелист Александр Бузлов, но его обошли любимец публики, очень талантливый Александр Рамм (2­я премия) и 21­летний румынский виолончелист Андрей Ионица (1­я премия). Если посмотреть досье нынешних конкурсантов, видно, что боль-шинство после наших учебных заведений тоже едут в дальние страны на «доработку», что порой нивелирует понятие «русский музы-кант». Как сказал один известный скрипач, азиатские музыканты привносят свой стиль игры, и, к сожалению, наши становятся похо-жими на них…

Очень не нравится москвичам волюнтаристское решение Валерия Гергиева о переносе двух номинаций в Санкт­Петербург. В этом году виолончелисты и певцы соревновались в городе на Неве, поэтому певцы оказались не в фокусе. По отзывам специалистов, ко-торые озвучивались в ежедневных передачах о конкурсе на канале «Культура», особых открытий ждать не приходилось. У мужчин победил монгольский баритон Ариунбаатар Ганбаатар, хорошо известный по победам на конкурсах имени Глинки, Лисициана, Ма-гомаева. Первое место и у солистки Академии молодых певцов Мариинского театра Юлии Маточкиной, ученицы Ларисы Гергиевой, сидевшей в жюри. Что тут скажешь?

Московская публика сконцентрировалась на выступлениях пианистов и скрипачей и была вознаграждена порой незабываемыми минутами. Конкурс явно делал ставку на юность, хотя в финал прошли и весьма опытные музыканты, но по дороге отсеялись и зна-менитости – пианисты Андрей Коробейников, Юрий Фаворин, Александр Лубянцев, Дмитрий Онищенко… В кулуарах ходили слухи, что член жюри Денис Мацуев и сам Гергиев делают ставку на 16­летнего Даниила Харитонова, который пока еще только учится в ЦМШ. Он победитель телевизионного конкурса «Щелкунчик», значит ­ «медийное лицо», что сегодня и для классического музыкан-та важно. Обладая блестящей техникой, юношеским напором и обаянием, он все же не сумел, да это и невозможно в такие годы, сыграть на уровне, заданном другими участниками. Однако присуждение третьей премии, которую он разделил с прекрасным пиа-нистом романтического склада из Санкт­Петербурга Сергеем Редькиным, – уже большая заявка на будущее. На втором месте ­ Лукас Генюшас (Россия ­ Литва) и Джордж Ли (США), которым предрекали высшие баллы, но интрига сохранялась до последнего. Оба блестящих, технически безупречных исполнителя (особенно поразила виртуозность 19­летнего Джорджа) не очень удачно сыграли в третьем туре. Неожиданностью для многих стало присуждение первой премии пианисту Дмитрию Маслееву. Он в финале шел последним номером, и хотя члены жюри, к которому лишь на последнем этапе присоединился Денис Мацуев, невероятно ус-тали, и казалось, расклад известен, проголосовали за этого изумительного музыканта. Хрупкий, этакий «ботаник» в очках, выступил стабильно на всех турах, хотя финальной победы от него ждали немногие. Тем более что Дмитрий пережил смерть мамы буквально накануне выступления во втором туре, где надо было играть концерт Моцарта с камерным оркестром. Но внутренний стержень, сибирский характер и очень серьезный подход к своему призванию решили дело. Он стал первым и получил спецприз за «лучшее исполнение концерта с камерным оркестром во II туре».

Самым примечательным стало выступление 24­летнего француза Люка Дебаргю. Его приезд на самый престижный конкурс в мире – это чудо. Оно свершилось благодаря его педагогу Рене Шерешевской, ученице Льва Власенко в Московской консерватории, которая преподает в Парижской высшей школе музыки имени Корто. Профессионально заниматься музыкой Люка начал всего… четыре года назад! Но эти подробности вспыли тогда, когда он обратил на себя внимание меломанов. После второго тура, где он изумительно играл сонату Метнера и цикл Равеля «Ночной Гаспар», а потом и 24­й концерт Моцарта, он стал героем конкурса. Всех потрясли не-обыкновенная музыкальность, проникновение в саму душу исполняемых произведений. Увы, не имея практики игры с симфониче-ским оркестром, Люка не смог совпасть с громыхающим как назло ГАСО им. Светланова. В результате – четвертое место. А два по-следних – пятое и шестое – вообще никому не присудили, тем самым подчеркнув высочайший уровень пианистов. А Люка Дебаргю получил приз Ассоциации музыкальных критиков, и, как обещают, у него будет сольный концерт в Москве ­ в конце декабря. А 16 сен-тября Московская филармония приглашает на концерт лауреатов! Решение о Гран­при будет озвучено сегодня на гала­концерте в зале Мариинский­2 в Санкт­Петербурге.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта