Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Человеческий фактор

Сколько еще ждать ДТП со смертельным исходом от городского перевозчика?

Никита МИТРОХИН

Эта неделя началась с аварии на Новощукинской улице: автобус маршрута №798 в какой­то момент потерял управление и врезался в остановку. Итог: у четырех человек травмы, двое погибли, один из них – ребенок. Вскоре были обнародованы показания свидетелей и съемка с камер: как­то избежать столкновения водитель не пытался – стоп­сигналы у автобуса не включились.

Позже стало известно, что всему виной случайность – водитель потерял сознание. Так как виновником ДТП стал транспорт из авто-парка №15, которым заведует «Мосгортранс», мы задались вопросом, велика ли вероятность, что это далеко не последнее ДТП тако-го рода.

В первую очередь интересовало несколько вопросов: какова система контроля водителей, выходящих на маршрут; имеет ли место фактор их утомляемости от переработки в связи с повышенным количеством смен; работал ли в автобусе кондиционер на момент аварии (день был жарким, а по высказанным в сети предположениям, водители вполне могут потерять сознание из­за отключенной ради экономии системы охлаждения салона).

Увы, но официальные представители городского транспорта отказались давать на этот счет комментарии. Так, в пресс­службе Де-партамента транспорта столицы нам заявили, что такими вопросами заведует «Мосгортранс», а в «Мосгортрансе» ­ отправили в Де-партамент транспорта. На посланный в департамент письменный запрос корреспондентам «МП» тоже не посчитали нужным отве-чать. И это, заметим, уже спустя несколько дней после аварии, когда ситуация, по логике, должна была хотя бы немного проясниться, а соответствующие пресс­службы – давно написать и разослать в СМИ официальные комментарии случившегося.

Ну что ж, не получилось у официальных лиц, пришлось обращаться к неофициальным ­ вызванивать всех знакомых, разыскивая представителей различных автопарков, чтобы выяснить, как вообще обстоят дела на местах. Увы, но назвать ситуацию радостной никак не получается.

Сверхурочные приветствуются

В советское время в работе водителей существовали строгие нормативы. Например, график «сутки через трое» или нечто подобное.

Если человек хотел получать больше, ему приходилось осваивать иную категорию вождения и переходить на другую работу, потому что ни под каким видом водителю несколько суток подряд вкалывать на маршруте не давали. Не из злобы или зависти – из сообра-жений безопасности. Бывали, конечно, и форс­мажоры, и людей вынуждены были ставить на несколько смен подряд, но с каждым лишним часом работы прибавлялось полтора часа отдыха. И отстоявшего ударную вахту на маршруте водителя отправляли в полно-ценный оплачиваемый отпуск.

­ Даже по нынешним нормативам, если водитель отработал 10 лишних смен, он полмесяца должен гулять, ­ рассказал «МП» инженер технической линии одного из государственных автопарков на условиях анонимности. – Но по факту от количества смен зависит коли-чество денег, которые человек получит в итоге. И если кто­то предпочтет гулять законные 15 дней в месяце, то у него просто не будет средств к существованию, это отразится на его зарплате. А так как кадровый резерв не безграничен, многие предпочитают уходить работать персональным водителем или в небольших компаниях что­то развозить на правах курьера с машиной. В крупных автопар-ках, где трудятся на автобусах, газелях­будках и грузовиках, будь фирма государственной или частной, реальные зарплаты не ахти и работников не хватает. Поэтому смены лишние даются всем, кто ни попросит, а иногда и просто заставляют это делать. Учитывая, что сейчас кризис и цены выросли просто невозможно, иных путей, кроме как брать допсмены, у многих водил для выживания нет.

Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять: за 8 ­ 12 часов за рулем можно очень сильно устать. И нужно ли при таком раскладе удивляться пере­утомлению, микроинсультам, нервному истощению, потери сознания и прочим «непредвиденным случайностям»?

Трезв? Поехали!

Как известно, водителей перед отправкой в маршрут должны усиленно проверять на работоспособность. Причем нормативы, приме-няемые в государственных автопарках и частных конторах, пытались закрепить и за работниками такси. Но потом отказались, в связи со сложностью реализации затеи. А заключалась она, напомним, вот в чем: таксистам предлагалось ежедневно сдавать кровь на наличие алкоголя, проверять давление и посещать терапевта. Всем было изначально очевидно, что простой водила, получивший лицензию, все это проворачивать не сможет. И требование невозможного плавно спустили на тормозах. Увы, но сквозь пальцы к таким проверкам относятся часто и на автобазах.

­ Имею опыт работы на трех автобазах, и грузовики водил, и фуры, и автобусами управлял, ­ рассказал «МП» водитель Дмитрий Гор-маков (респондент попросил не уточнять его нынешнее место работы). – Везде нас проверяли лишь на алкоголь, причем порой про-сто спрашивали, пил или не пил, без просьбы дыхнуть в алкотестер. Так что говорить о серьезной проверке не приходится. Немудре-но, что в таких условиях баранку крутят только либо очень крепкие люди, либо те, у кого нет болезней, могущих серьезно повлиять на координацию или работу сердца. Мне самому иногда становилось плохо за рулем. Просто я в такие моменты вставал на обочину и отдыхал. Работая водителем автобуса, такое провернуть сложно, это мы все понимаем…

Опросив и других водителей, мы узнали, что практикуется такой не сильно дотошный метод проверки много где. И зачастую все за-крывают глаза на то, что даже диспанзеризацию водители не проходят, а просто покупают справки.

Не экономьте на заправке

Многие помнят забавный анекдот, в котором семья мучила деда, лежащего на смертном одре, как у него получается такой вкусный чай. И старик, умирая, признался: «Не экономьте на заварке». В общем­то, в этом анекдоте есть много морали: хорошую чашку чая не заварить, если положить в нее лишь чуть­чуть заварки. Нельзя и ехать с полным комфортом при малом расходе топлива. Напри-мер, если жара – придется включить кондиционер. А он увеличивает расход топлива в большинстве машин на 25%.

А теперь задумайтесь, дорогие читатели, как часто вы отмечали, что в автобусе душно, потому что кондиционер не работает?

­ Водителям редко дают установку экономить на топливе – оно казенное и выделяют его на госпредприятиях, сколько нужно. Ну, как правило, – поделился с «МП» на условиях анонимности другой водитель, а нынче начальник линейного отдела на одной из автобаз. – Но сами водилы могут, откатав смену, слить себе топливо. И многие так и делают. А чтобы было, что сливать, – естественно, эконо-мят весь день на кондиционере, плавно разгоняются и даже свет в фарах лишний раз не тратят.

Общеизвестно, что автовладельцы летом часто «отключаются» в пути из­за духоты. Причем порой даже в машинах, где работает климат­система, но которую не очень хорошо настроили. Могло это стать причиной упомянутой аварии? Вполне возможно.

Что в итоге?

Конечно, можно лишь гадать, что послужило причиной крупного ДТП на Новощукинской. Но скорей всего итог расследования будет традиционным: ЧП спишут на человеческий фактор, жертвам аварии выпишут компенсации, и об инциденте скоро все забудут. А москвичи будут и дальше садиться в общественный транспорт, ежедневно нахваливаемый городскими властями, надеясь доехать до своей остановки без происшествий.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта