Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Затерянные во льдах

Вячеслав ВЕНИДИКТОВ.

Кто бы ни брался популярно писать о загадках и судьбе русских полярных исследований начала прошлого века, не избежит штампа: «это легло в основу романа Вениамина Каверина «Два капитана». Даже если речь идет совсем о других людях, кораблях, о другом времени. Литературный образ в последние годы накрепко засел в массовой культуре и нашем сознании, а сто лет, минувшие со времени событий, смешали факты и домыслы.

Писатель переплавил в тигле своего замысла истории трех арктических предприятий: попытку Георгия Седова начать поход к Северному полюсу и предшествовавшее ей плавание к Земле Франца-Иосифа шхуны «Святой мученик Фока», плавание на шхуне «Геркулес» от Новой Земли на восток Владимира Русанова и экспедицию Георгия Брусилова на зверобое «Святая Анна». Все экспедиции начались примерно в одно и то же время и к 1914 году считались пропавшими без вести.

Помните, с чего начинается роман Каверина? Мальчик находит письма капитана корабля, дрейфующего где-то в арктическом океане, адресованные жене. Письма доставил штурман, покинувший вместе с несколькими матросами зажатый льдами корабль и сумевший добраться до земли и людей. Все это – подлинная история плавания «Святой Анны», капитана Георгия Брусилова и штурмана Валериана Альбанова.

История настолько яркая, что послужила она вдохновением не только для Каверина. В 1928 году в Ленинграде был издан роман-мистификация швейцарского писателя Рене Гузи «В полярных льдах», описывавший от лица корабельной медсестры дрейф во льдах парусной шхуны «Эльвира». В романе в форме дневника рассказывается об уходе части экипажа во главе со штурманом и о смерти оставшихся от голода и болезней.

В команде Брусилова тоже была женщина - сестра милосердия.

В августе 1912 года парусно-паровая шхуна «Святая Анна» покинула Санкт-Петербург. Вдохновленный путешествиями Нансена и Амундсена, начальник экспедиции лейтенант Георгий Брусилов намеревался пройти восток по не проложенному еще Северному морскому пути. Для осуществления задуманного было создано акционерное общество, предполагавшее извлечь прибыль из попутного зверобойного промысла в арктических широтах.

В середине сентября «Святая Анна» прошла Карские Ворота – пролив между материком и Новой Землей, но почти сразу попав в плотный ледовый плен, начала дрейфовать в северном направлении. Через год шхуну отнесло севернее Новой Земли. Попытки пробить в ледяном поле канал до ближайшей полыньи и выйти на чистую воду не удались, и экипажу пришлось готовиться ко второй зимовке.

К весне 1914 года, после полутора лет дрейфа, «Святая Анна» находилась севернее архипелага Земля Франца-Иосифа. На борту ощущалась нехватка продовольствия. Неопределенность положения, надвигающийся голод, полтора года, проведенные в тесноте небольшого замороженного суденышка, обострили отношения в экипаже. Между капитаном и его главным помощником разгорелся конфликт, в результате которого 10 (23) апреля штурман Валериан Альбанов во главе отряда из 11 человек покинул судно и отправился в южном направлении в надежде пешком достичь обитаемой земли. До ближайших островов было не более 130 километров, до зимовий, оставленных на ЗФИ предыдущими исследователями, – чуть больше 300.

На «Святой Анне» остались 13 человек.

Первоначальный план экспедиции Брусилова не предполагал пеших походов, поэтому все снаряжение ушедшей партии - байдарки, нарты, меховая одежда - были изготовлены в кустарных условиях на борту шхуны людьми, не имевшими опыта походов по льдам. Рацион был скуден.

Люди умирали от болезней, гибли в воде или не возвращались, уходя на разведку. В живых остались только двое. Альбанову и матросу Александру Конраду 9 июля на байдарке удалось добраться до старой экспедиционной базы Фредерика Джексона на мысе Флора острова Нортбрук на Земле Франца-Иосифа. За неполных три месяца по льдам и воде они прошли более четырехсот километров.

Избавление пришло через десять дней - у мыса Флора появился «Святой Фока» экспедиции Седова, возвращавшийся домой после зимовки у соседнего острова.

Судовой журнал (и письма) Брусилова были спасены. Материалы эти имели большую ценность, поскольку в северо-западной части Карского моря до этого не побывало ни одного корабля. На основании наблюдений штурмана было открыто новое морское течение. Через пятнадцать лет, в результате анализа дрейфа «Святой Анны», буквально «на кончике пера», был открыт новый остров.

О судьбе экипажа, оставшегося на борту замерзшей шхуны, после апреля 1914 года ничего не известно, а записки Валериана Альбанова «Затерянные во льдах» стали одной из самых трагических и пронзительных книг об арктических исследованиях.

Летом 2014 года по пути «Святой Анны» отправилась яхта «Апостол Андрей».

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта