Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Вывести из состава

Торговлю в электричках могут запретить

Никита С. МИТРОХИН

Департамент транспорта Москвы, объединив усилия с ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания», затевают очередную войну с коробейниками, что ходят по электричкам, торгуя минералкой, мороженым, шоколадками и прессой. В тот же день, когда появилась эта новость, в «МП» позвонили читатели, которые заявили, что делается это явно не в интересах пассажиров.

По данным ряда информ­агентств, первый замруководителя департамента Гамид Булатов рассказал, что его ведомство готовит инициативу о полном запрете на торговлю в электричках. После его вступления в силу железнодорожники смогут ссаживать с поезда нелегальных продавцов, не вызывая подкрепления в лице полиции. Уполномоченные сотрудники «железки» получат фото- и видеоустройства, на которые будут снимать доказательства торговли в поезде.

Охоту за предпринимателями-нелегалами начнут уже осенью. Предполагается, что появятся изменения в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и в приказе Минтранса №473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа железнодорожным транспортом». Отметим, что в Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК), которая является основным оператором подмосковных электричек, подтвердили журналистам, что участвуют в подготовке законопроекта совместно с Департаментом транспорта. После этого мы решили проследить все этапы регулирования рынка в электричках. Увы, восхищаться тут нечем.

В 2013 году РЖД уже заявляла о том, что с нелегальными продавцами будут бороться легальные. Тогда же ваш покорный слуга отправился посмотреть на этих легальных продавцов. Как оказалось, все было очень и очень плачевно: воду продавали по завышенным ценам, зимой продавцы от РЖД не могли предложить ничего, кроме мороженого, пьяной вишни (!) и газировки, да и пропадали из поля зрения пассажиров, стоило электричке отъехать пару станций от Москвы.

Готовя этот материал, удалось пообщаться с экспертом в области частной торговли в транспорте, когда-то самостоятельно таскавшим баулы по вагонам, Антоном Крючковым. Сейчас он владелец нескольких интернет-магазинов, из рядов коробейников выбыл. Но не потому, что устал таскать сумки - его выдавили с рынка более мощные конкуренты.

- В 2009 году всех продавцов, что ходили по вагонам, попытались легализировать через ОАО «Железнодорожная Торговая Компания» (ЖТК), - рассказал Антон. – Людям обещали, что они смогут получить лицензию на торговлю в электричках, спецжилеты, оборудование и даже товары самим закупать не придется: все выдаст дочерняя компания РЖД. Многие, конечно, обрадовались и открыли ИП. В том числе и я. Но на деле оказалось, что ЖТК выдавала нам невкусную снедь, которую мы должны были продавать строго по графику, причем за цены в разы больше тех, что выставляли мы на свой товар. Кто-то поработал с ЖТК так пару месяцев и сбежал, кто-то до сих пор работает. Но о легализации рынка можете судить сами, прокатившись на большинстве электричек дальнего следования.

Крючков рассказал, что убыток от работы с ЖТК он ощутил после первого же месяца работы. Если в самостоятельном плавании он получал порядка 1000 рублей за день работы, но трудился лишь тогда, когда хотел сам, то, начав сотрудничество с компанией перевозчика, «делал» в лучшем случае 500 рублей. Неудивительно, что вскоре он из этого сомнительного бизнеса ушел.

- Если бы нам дали нормально работать!.. Например, как таксистам: купи лицензию недорого и живи себе спокойно, развози людей на какой хочешь машине… Да мы бы все с радостью! - заключил Антон Крючков. – Но «дочка» РЖД захотела слишком большие проценты за свое «ненавязчивое» участие в нашей работе. А уж лишать людей приработка сейчас, в кризис, думаю, и вообще некрасиво.

Антон рассказал, что знает о таком зарубежном опыте: в Берлине одно время тоже пытались легализовать торговцев в железнодорожных составах на невыгодных для них условиях. Однако торговля в электричках от этого не прекратилась: самые находчивые стали продавать пассажирам свои товары под вывеской… интернет-сайтов с курьерской доставкой. Мол, захотел человек бутерброд и заказал его курьером на такую-то станцию. Законодательно к такому придраться власти не смогли.

У нас народ, конечно, менее подкован технически. Но создать приложение для мобильного сейчас не проблема. А потому, если борьба начнется всерьез, просто появится портал, где будет четко расписано, какой ассортимент на какую станцию доставляется курьером.

И есть подозрения, что продавцы предпочтут регистрироваться именно в таком приложении и отстегивать какие-нибудь 600 - 700 рублей в месяц его создателям, чем сотрудничать с ЖТК.

Отметим, что многие читатели возмутились идеей Департамента транспорта попытаться упразднить коробейников по той простой причине, что в большинстве случаев купить на платформах (в том числе и московских) воду или шоколадку чаще всего просто невозможно: не осталось на них торговых палаток. Так что нет смысла возмущаться нелегальной торговлей. Она процветает лишь потому, что есть спрос.

- Я думаю, новые поправки в закон приведут лишь к тому, что кто-то прилично заработает на закупке инструментов фото- и видеофиксации, и к тому, что контролеры получат возможность собирать с нас взятки, - поделилась с «МП» предположением продавец из электричек Анастасия (она попросила сохранить инкогнито). – И не надо объяснять эту инициативу неудобствами для пассажиров. Мы не ходим с товарами, когда все вагоны забиты людьми, я ни разу не слышала претензий в свой адрес от пассажиров, и полиция меня ни разу не ловила. А вот продавать воду в душном вагоне нового образца, где летом не включают кондиционеры из экономии, мне приходилось часто. И слышала я по этому поводу от людей только благодарности! Так что знаете, я работаю, конечно, для себя, но и для них тоже. А всяким этим чиновникам рекомендую хоть раз проехаться в час пик по жаре в наших распрекрасных электричках. И желательно из конца в конец. Вот тогда пусть и говорят, нужны мы людям или нет!

В заключение отметим, что куда больше читатели жаловались нам на докучливых торговцев на проезжей части. Все чаще летом в вялотекущем потоке приходится огибать парней и девушек, продающих игрушки, панамки, флаги и тому подобную ерунду. Почему бы за этих представителей нелегального бизнеса плотно не взяться? И закупать никаких камер не придется: они уже на трассах установлены. Или причина как раз в том, что ничего не придется закупать?

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта