Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Свое и чужое: квадратное колесо

За нынешним ажиотажем по поводу ухода из России автоконцерна General Motors мы не замечаем и не вспоминаем главного - как появились у нас иностранные автозаводы, что они нам дают?

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ

Знаем ли мы, какую роль сыграл наш АвтоВАЗ в дефолте 1998 года? А дефолт - это в переводе на русский отказ от уплаты долгов, от выполнения денежных обязательств, банкротство. В 1998 году обанкротилась вся страна. При чем тут отдельный АвтоВАЗ?

Может, и ни при чем. Но шесть лет назад, в 2009 году, Аркадий Дворкович публично обронил такую фразу: "В 1998 году ослабление курса рубля в первую очередь проводилось для того, чтобы сохранить завод в Тольятти".

В 2009-м Дворкович занимал должность помощника президента РФ по экономическим вопросам. То есть очень ответственное лицо, ответственное за каждое слово. Сейчас он - вице-премьер правительства РФ.

Значит, положение было аховое. И на других автозаводах - в Набережных Челнах, Ульяновске, Ижевске, Нижнем Новгороде - тоже. Но АвтоВАЗ - не просто флагман российского автомобилестроения, это градо-образующее предприятие, Тольятти - практически моногород с населением в 700 тысяч. Очень многое завязано на завод. И если бы в 1998 году там рванул социальный котел - никому бы не поздоровилось.

ВАЗ, или АвтоВАЗ, - символ во всем. Начиная с 1964 года, когда Ставрополь-на-Волге, город в Куйбышевской (ныне Самарской) области с населением в 120 тысяч, переименовали в Тольятти - в честь умершего Генерального секретаря Итальянской компартии товарища Пальмиро Тольятти. (Так и до сих пор - по воле жителей, изъявленной на референдуме.)

В 1966 году там началось строительство автогиганта - совместно с итальянским концерном Fiat. Тут же возникла незадача с названием завода и марки. Если по аналогии с ГАЗом, МАЗом и ЛАЗом, получится ТАЗ. Решили: пусть будет ВАЗ, Волжский автозавод в Тольятти.

"Жигуль" был сладостной мечтой советского человека. И хотя цена безумная - четыре годовые зарплаты, в очереди за ним стояли по нескольку лет. Записывались в профкомах, первые претенденты - разумеется, передовики производства. Без очереди продавали блатным и начальникам.

С переходом на рыночную экономику положение АвтоВАЗа стало критическим. Несмотря на то, что цены на автомобили по-прежнему высокие. При этом предприятие терпит убытки: в 2013 году - 6,9 миллиарда рублей, в 2014-м - 25,4 миллиарда.

Шесть лет назад, обронив загадочную фразу о связи АвтоВАЗА с дефолтом, Аркадий Дворкович добавил: "Сейчас 26 миллиардов рублей будет закачано в АвтоВАЗ". Перед этим, в 2005 и 2006 годах, завод получил 12 миллиардов государственной помощи, в 2010-м - 28 миллиардов. И все они, как и последующие, провалились - словно вода в песок заволжских просторов Самарской области.

За 25 лет капитализма в России АвтоВАЗ только и делал, что брал у государства деньги и просил правительство повысить таможенные пошлины на ввоз иностранных машин. Естественно, импортные авто дорожали (в России они примерно в полтора раза дороже, чем в Европе). Завод иногда даже получал прибыль. Весьма условную и в денежном выражении, и, главное, по сути - не за счет эффективности производства, а за счет повышения цены и устранения конкурентов. Вот и сейчас президент АвтоВАЗа попросил правительство РФ поднять пошлины на иномарки. Он и сам иностранец - гражданин Швеции, но быстро освоил наши приемы и нашу терминологию-демагогию: "Для поддержки отечественного производителя!"

Автопром вообще - некий символ советского и, увы, российского промышленного производства. За всю его почти вековую историю не создано ни одного автомобиля, сравнимого с зарубежным: "Жигули", они же "Лада", - итальянский Fiat пятидесятых-шестидесятых годов.

В 2003 году министр экономического развития и торговли Герман Греф сделал крамольное, скандальное заявление (крамольное и скандальное еще и потому, что все всё знали, но вслух не говорили): "Я не верю в то, что наши автомобили - "Жигули", "Волга" - имеют будущее. Изобретать велосипед не нужно. Нам нужно создать привлекательные условия для размещения здесь мировых автомобильных концернов. Для этого нужно шесть-восемь лет".

Однако Греф понимал, что жизнь в верхах в любой миг может повернуться по-всякому, и 6 - 8 лет ему могут и не дать. "Так и стоит вопрос, - предупреждал он. - Мы за четыре года должны все это сделать".

В 2007-м его сняли с должности. Но за четыре года, пользуясь доверием и высоким покровительством президента Путина, он создал и пробил программу привлечения иностранного автопрома на просторы России. От Калининграда до Елабуги и Ульяновска делают сейчас машины иностранных марок - "Форд", "Фольксваген", "Тойота", "Рено" и т. д.

Самое главное - тысячи людей получили работу и зарплату. В перспективе - там вырастут новые русские слесари, умеющие хорошо работать, материально независимые, с другими взглядами, с другими требованиями к жизни. Капиталисты с ленинградского "Форда" на буржуйские деньги отправляют лидеров профсоюза на специальные курсы повышения забастовочной квалификации. Чтобы стачки устраивали цивилизованно.

Вот почему уход концерна General Motors с российского рынка стал шокирующим известием. Хотя еще с прошлого года бизнес в России свернули испанская автокомпания Seat и тайваньский Luxgen. Но они были незаметны. А уход гиганта General Motors - сотрясение почвы. Подобно падению горы. Ведь задумаются и другие: "Если уж GM не справился, то мы и подавно..."

Причины очевидны - продажи в феврале упали почти на 40 процентов. Однако есть и иные мнения. Например, газета "Известия" не сомневается: "Дело, конечно, не в экономике: инвестировать и работать в России для GM стало невозможно по политическим причинам. И можно только гадать, прямой был запрет из Белого дома или руководство автопроизводителя взяло под козырек самостоятельно, приняв сигналы Обамы, который не один раз заявил о необходимости ужесточения санкций в отношении России".

Вообще-то General Motors существует с 1908 года. Сколько за это время сменилось президентов? Вода течет и утекает, а берега вечны. Есть еще один интересный момент. В годы коммунистической власти те же "Известия" и другие советские газеты внушали нам: политику США диктует не государство, не народ и не якобы народом избранный президент, а капиталисты-эксплуататоры проклятые. Теперь, значит, трактуем ровно наоборот. В духе общегосударственной антизападной риторики. Правда, в данном конкретном случае искатели политического подтекста не угадали - из Кремля прозвучало совершенно отчетливо: "Все развивается по синусоиде, падение продаж сейчас сменится достаточно бурным ростом... Компания, к сожалению, уже заранее ставит себя в невыгодное положение на тот период, когда рынок перейдет в фазу активизации. На рынке вакуума не бывает, если уходит одна компания, то ее место сразу же заполняют другие". И - никакой политики.

Однако и рассчитывать на одну лишь синусоиду неблагоразумно и бесперспективно. Неизвестно, куда кривая вывезет. Ведь падение продаж началось еще с 2013 года, с виду относительно благополучного. Статистику не поправил и бум сентября - декабря 2014-го, когда на волне наступившего кризиса скупалось все, что только можно. Иначе говоря, автомобильный рынок - один из индикаторов общего состояния экономики, жизни. Если курс рубля упал вдвое, цены поднялись вдвое - значит, народ обеднел вдвое. Тут уже автомобиль из средства передвижения снова переходит в разряд роскоши.

Можно, конечно, обвинять в наших бедах каких-то врагов и их происки, однако желательно также поднимать отечественную экономику, не снижать, а повышать покупательную способность населения. И тогда все "моторсы" мира двинутся к нам - их мир чистогана признает только прибыль, то бишь эффективность производства. Которая обеспечивается эффективностью руководства.

А пока Россия перестает быть привлекательной для иностранных инвесторов. Квадратные колеса нашей экономики сами себе постоянно создают ухабы, ямы и застревают в них.

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта