Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

Этот день мы приближали, как могли!

Эрик КОТЛЯР

В железнодорожном училище Леню дразнили летчиком. Наверное, из-за совпадения с фамилией автора "мертвой петли". И когда ребята смеялись: "Покажи-ка петлю!" - Леня обижался: "Ну и глупо!" Обидно было не за себя, а за того, другого Нестерова, самолет которого впервые взмыл к небесам, а оттуда устремился в воздушную пропасть. И хотя Леня не состоял в родстве с известным авиатором, одно то, что он тоже Нестеров, вызывало в душе смутное чувство сопричастности к делам человека, прославившего фамилию.

Группа помощников машинистов, где учился Леня, была выпущена по специальному приказу досрочно, и Леня сразу получил назначение машинистом в прифронтовое депо под Смоленск. На паровозе во время обстрела погиб машинист.

Помощник машиниста Василий Васильевич и кочегар Колечкин были удивлены, когда увидели Леню Нестерова.

- Это что же такое, - возмущался Василий Васильевич, - скоро на работу прямо из пеленок присылать начнут!

Однако при первой обкатке паровоза помощник сразу приутих. Оказалось, Леня хорошо знал машину и по малейшему стуку безошибочно определял перебои в ее узлах.

Стоял конец апреля. В лесах под Вязьмой терпко пахла весенняя земля, недавно сбросившая снежный покров. Небо то и дело озаряли зарницы - там за лесом уже несколько недель не утихали тяжелые бои. В прифронтовую зону долетали глухие раскаты - отзвуки сражений.

Нестерова вызвали в комендатуру. Начальник станции поднял на подростка опухшие от бессонницы глаза. Его изможденное от усталости лицо на миг осветила улыбка, затем оно стало строгим.

- На-ка, смотри сюда! - он ткнул пальцем в карту пути. - Вот наша станция, а это передовая. Надо провести состав по пристрелянному немцами участку. Вот здесь, между 90-м и 95-м километрами, самое рискованное место. Но пройти надо обязательно, - он опять вскинул глаза, налитые кровью. - Боеприпасы все кончились. Если снаряды не доставят на батарею, немцы завтра будут здесь.

Леня провел промасленной ладонью по коротко остриженным, торчащим в разные стороны вихрам.

- Механизм проверил. Безотказный.

- Когда тронешь?

- Сейчас можно и выводить.

- Собирай бригаду!

Состав тянулся вдоль полустанка. У полуразрушенной платформы стояли расщепленные стволы берез. У некоторых верхушки были срезаны как ножом. Колечкин гремел лопатой в тендере. Василий Васильевич тревожно вглядывался вдаль, туда, где сквозь деревья, поредевшие от воздушных волн, виднелись первые весенние тучи.

К паровозу направился комендант. Он осторожно ступал по развороченному асфальту. Стараясь не споткнуться, обходил снарядные воронки, смешно размахивая при этом жезлом. "Жезл-то ему зачем? - мелькнуло у Лени. - Привычка, что ли?"

- Как дела? - спросил комендант.

- У нас все в порядке, - ответил Леня и встал к реверсу.

Поезд, набирая скорость, покинул полустанок и устремился к лесу. Комендант, приложив ладонь к глазам, напряженно вглядывался в сторону уходящего состава. К нему неслышно подошел главный кондуктор и встал рядом.

- В самое пекло пошли. А что поделаешь? И машинист-то совсем пацан, только из ремесленного пришел.

- А с передовой опять звонили, требовали: когда будут снаряды? Слышишь?! - вдруг изменился в лице комендант и даже присел, прислушиваясь к нарастающему гулу с легким присвистом. - Штурмовики! Неужели пронюхали?!

Из-за леса вынырнули два черных самолета с крестами на фюзеляжах и, хищно нацелившись на полотно, понеслись вслед за уходящим составом.

Первым заметил самолеты, настигающие тяжело нагруженный состав, Леня. Под рев идущих на бреющем полете стервятников он затормозил.

- Чего делаешь? Скорость давай! - закричал Василий Васильевич. И даже спокойный и обычно ни во что не вмешивающийся глухонемой кочегар, двигая побелевшими губами, дал понять, что он тоже за скорость.

Состав вздрогнул и, лязгнув буксами, остановился в густой тени вечернего леса. Фашистские летчики с воем носились над вагонами, поливая их свинцовым дождем. Но, видимо, цель из-за темной завесы леса была плохо различима с воздуха. И самолеты после нескольких заходов унеслись вперед.

- Вот дьяволы, - чертыхался, вытирая мокрый лоб, Василий Васильевич.

Состав тронулся. Мимо замелькал частокол деревьев. В окно бил свежий ветер. Он приносил запахи мокрой хвои и талого снега.

- Самое страшное теперь позади, - успокаивающе сказал Василий Васильевич. - Еще несколько километров - и выйдем из пристрелянной зоны... Жми давай, пока немцы не очухались!

Неизвестно, кого он успокаивал - стоящего у регулятора Леню или самого себя. Колечкин достал кисет и попытался свернуть самокрутку. В багровом отблеске топки было видно, как у него дрожат пальцы, рассыпая махорку. Леня посмотрел на приборный щиток - скорость была подходящая, давление в котле что надо!

"Только скорее, скорее, еще скорее, - мысленно подгонял он машину. - Ну же, давай, голубок!"

И в этот момент все почувствовали, как тяжело вздрогнул на рельсах состав и по вагонам пробежала дрожь. Василий Васильевич выглянул в окно.

- Накрыли!

Перед ними вздымались черные столбы взрывов. Теперь их могла спасти только скорость. Василий Васильевич вырвал у Колечкина лопату и быстро заработал ею. Пламя бешено рвалось и ревело в топке. Леня выжимал из послушной машины все, на что она была способна. Грохот паровоза иногда заглушал гром взрывов. Леня крикнул: "Дойдем! Дойдем!"

Один из вражеских снарядов взорвался прямо над составом в воздухе, не долетев до крыши вагона несколько метров. Град осколков затарахтел по составу.

- Ну что, железнодорожная косточка, держимся? - положил он, как взрослый, руку на плечо Колечкина.

Тот улыбнулся. Леня ощутил удивительный прилив бодрости.

- Доведем же, Василий Васильевич? - крикнул Леня. - Ну не я, так ты доведешь!

- Ну, чего раскричался? Я-то ведь так не смогу, - вдруг смутился Василий Васильевич. - В наше время так не обучали.

И в тот же миг последовал страшный удар. На секунду Лене показалось, что паровоз поднялся в воздух и летит над рельсами. Потом он потерял сознание.

Очнулся от холодного, обжигающего ветра. Голова была наполнена монотонным гулом. Он попытался подняться и осмотреться. Снаряд взорвался в тендере и снес заднюю часть паровозной будки. На открытой теперь площадке бесновался ветер.

- Живы, - попытался крикнуть Леня и вдруг почувствовал, что вместо голоса из горла вырывается неясный хрип.

Он схватился за шею. Пальцы стали липкими. "В шею угодило!" - мелькнуло в голове. Изо всех сил затянув старенький шарф, Леня поднялся и, шатаясь, встал к реверсу. В углу, скорчившись, лежал Василий Васильевич. Над ним, обеими руками вцепившись в поручни, как бы боясь вывалиться наружу, согнулся Колечкин.

В Лениной голове гремели шатуны. "Только бы устоять на ногах. Совсем немного - и дойдем", - убеждал он себя, с ужасом чувствуя, как слабеют ноги.

- Чего стоишь? Давай! - подтолкнул он Колечкина к топке. Механизмы уцелели, и состав, выскользнув из роковой зоны, мчался среди разбитых водокачек и искореженных семафоров. Над землей опускалось марево ночного тумана, сквозь его мглу впереди тускло светили огни фонарей - впереди была станция.

"Наверное, пора снижать скорость", - проникла в туманное сознание мысль. Леня взялся за тормоз и тут же понял - силы его оставляют. Стиснув зубы, он старался преодолеть слабость, выжимая рукоятку. Устало вздыхая, паровоз подтягивал платформы со снарядным ящиками. В темноте рокотали моторы невидимых грузовиков. Раздавались голоса, это к поезду со всех сторон бежали бойцы. В кабине появились офицеры и санитары. Они о чем-то говорили, разглядывая развороченную взрывом гондолу паровоза.

Леня вырвался из рук санитаров и, напрягая голосовые связки, еле слышно просипел: "Товарищ командир, не вышло ничего у немцев! То-то и оно, железнодорожная косточка..."

Вся железная дорога узнала о том, как в решающую для сражения минуту были доставлены на передовую снаряды. Фамилия Нестерова продолжила славную традицию. Страшный участок пути, пройденный смельчаками, бойцы назвали "огненный пролет Нестерова".

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта