Поиск по статьям и
новостям

  
ipad
Подписка
vote
megapolis
Говорит Москва
Информационный центр Правительства Москвы
aura
lazer
ofshoram

К 100-летию геноцида армян

За что они любят Россию?

Всеволод МАРЬЯН

Во сне иль наяву

Вы верите, что, проснувшись ранним утром и включив телевизор, увидите на экране пятилетнюю девчушку в длинном концертном платье, поющую задушевную народную песню, а затем первоклассника, с пронзительным пафосом читающего стихи великого поэта? Юные дарования, сменяя друг друга, будут декламировать замечательные произведения отечественной поэзии и прозы. Звонкими голосами возрождать старинные песнопения, исполнять танцы предков, во всех жанрах и реформах воспевая свою национальную культуру и родной язык. Каждый день. И за все эфирное время, даже в рекламных заставках, вам и вашим детям и внукам не покажут ни одной голой задницы, не произнесут ни единого жаргонного словечка или пошлости, именуемой слоганом. Верите?

А в то, что в любое время суток можете прогуливаться по любым закоулкам столицы и не ощутите ни малейшего опасения за свою безопасность, не встретите ни одного пьяного, бомжа, попрошайки и тем более подростка или девушку, сосущих на улице пиво из бутылки? Что горожане вежливы и подчеркнуто уважительны не только со своими, но и со всеми остальными стариками, внимательны и сердечны в отношении и к собственным, и к чужим детям? Не верите? И я бы не поверил, не убедись в описанном воочию.

Минуй нас пуще всех печалей...

Прежде чем вылететь в столицу Армении, чтобы взять интервью у президента пока еще единственной в мире страны, связанной с Россией ратифицированным и действующим, полномасштабным, союзным договором, решил заручиться рекомендательным письмом своего министра, профессора В. А. Михайлова, который вместе с А. И. Вольским в трагические дни карабахских событий помогал малоизвестному тогда еще комсомольскому функционеру Роберту Кочаряну совершать первые шаги на международной политической арене и стоял, можно сказать, у истоков его восхождения на олимп армянской политики и государственности... Соответствующие лица в Ереване были заблаговременно и официально уведомлены о моем приезде - спецкора и политического советника в одном лице. Десятилетия в журналистике и пять лет на федеральной госслужбе, наверное, достаточны, чтобы к седым годам не искать приключений на постсоветском пространстве. Я благоразумно подстраховался от неприятных сюрпризов и срыва намеченного интервью и, кажется, все предусмотел.

Самолет приземлился в аэропорту Звартноц в третьем часу ночи. И уже с трапа я увидел очаровательную девушку. Поприветствовав меня вместе со стоящими рядом пограничником и таможенником, она взяла мои документы, усадила в уютный мерседесовский микроавтобус и доставила в VIP-зал, совершив без моего участия все необходимые формальности. И чувство благодарности за такую заботу стало овладевать мною.

Через полчаса заметил в пяти шагах от себя уже немолодого, но подтянутого мужчину, не отрывающего взгляда от меня.

- Всеволод, привет! Ты что, не узнаешь меня? - произносит он при моем приближении.

- Узнаю по глазам. Ашот.

- Только по глазам?

- И по голосу.

Передо мной стоял Ашот Багдасарян, с которым мы повстречались в Махачкале в 1978 году, когда он был еще выпускником экономического факультета Ереванского гос-университета.

Оказалось, что мой младший сынишка, беспокоясь за отца, прилетающего в практически незнакомый город, да еще и в неудобное для всякого начальства ночное время, решил подстраховаться и предупредить об этом моего уже давнего знакомца. И вот вглядываемся мы с ним друг в друга через целую эпоху.

- Ну, что, Сев, будем ждать?

- Кого, дорогой? Раз до сих пор никто, кроме тебя, не объявился, значит, и ждать нечего.

Как позже выяснилось, заподозрив во мне потенциального конкурента, соответствующее должностное лицо в администрации президента Армении предпочло не извещать руководство о моем приезде.

Монумент бедности

Многие предприимчивые и деятельные армяне, к сожалению, вынуждены уехать из своего Отечества. Из более чем миллионного населения армянской столицы в ней остается сейчас не более половины. И большинство из них или содержат себя на то, что присылают им родственники, переселившиеся в другие страны, или же терпят глубокую нужду. Сложное экономическое положение республики особенно резко ухудшилось из-за грузино-абхазского конфликта. Фактически запертая между Турцией и Грузией, после закрытия Закавказской железной дороги Армения лишилась возможности широкой торговли и экономического сотрудничества с Российской Федерацией и практически со всем остальным миром, кроме Ирана. Сообщение с внешним миром более чем на 90 процентов воздушное, а много ли провезешь авиатранспортом, когда за килограмм груза взимают по евро, Грузия - по 20 долларов за каждого пассажира, пролетающего в Ереван и обратно через ее территорию? А сами билеты на самолет, в частности из Москвы и обратно, дороже перелета на средиземноморский курорт и обратно вместе со стоимостью недельного проживания и питания в гостинице... Это что, алчность авиаперевозчиков, спешащих нажиться на бедственном положении Армении, или недоумие властей предержащих, позволяющих делать, таким образом, свою страну еще более малодоступной для желающих ее посетить и практически невыездной для большинства армянского населения? И складывается до боли знакомая картина: власть - отдельно, народ - отдельно. Живут, практически не состыковываясь. Иначе б разве осмелилось ереванское градоначальство отгрохать грандиозный комплекс мэрии (11 тысяч квадратных метров!) в городе с уменьшающимся от бедности населением? К тому же почти 100% архитектурных сооружений Еревана прошедших эпох нуждаются в реставрации и чуть ли не весь город - хотя бы в косметическом ремонте. Знающие люди утверждают, что истраченного на этот парадоксальный монумент бедности ереванцев хватило бы на полное восстановление шедевра мировой архитектуры - храма Бдящих сил, Звартноца, построенного в VII веке и разрушенного землетрясением в десятом, уже десять веков лежащего в развалинах немым упреком армянам всего мира. Воссоздание этого удивительного памятника величию древнего Айастана могло бы стать чудотворным символом возрождения и расцвета новой Армении. И народ бы понял, во имя чего потрачены огромные деньги, которых хватило бы на выплату задолженности по зарплате всем бюджетникам и на повышение пенсий. А пока в Ереване (что же говорить об остальной Армении?) при гораздо большей безработице, чем в Москве, в разы меньше зарплаты и пенсии, а цены почти приближаются к московским. И тем не менее другой заезжий москвич - компьютерный программист - внушал мне на обратном пути в самолете: "Старик, зарабатывать надо в Москве, а жить в Ереване. Горный воздух, лучшая в мире вода течет из всех кранов. Экологически чистейшие продукты - фрукты-овощи. И никакой тебе уличной шпаны. А цены?! Смешные по сравнению с московскими".

А самим ереванцам, не уехавшим никуда и не желающим или не могущим никуда уезжать, каково?

И неотъемлемые богатства

Но больше всего меня поразило то, что при материальном бедствии множества армян они не теряют достоинства. Вы нигде не увидите человека, опустившегося от бедности. Или побирающегося ребенка. Даже на улицах столицы горделивых и самолюбивых грузин вам повстречаются сегодня благо образные старушки с перстом у открытого рта, с молящими о подаянии, голодными глазами. В Ереване такого не видать: испокон веку армянская религия, церковь запрещает своей пастве просить милостыню, побираться. И почти как в годы Великой Оте-чественной, многие армяне часто без света и тепла (Чубайс скупил по сходной цене армянскую энергетику, вроде наладил ее, но тарифы стали выше российских) и нынче едят свой хлеб с сыром, не теряя надежд на лучшее будущее, да еще и приближают его, как могут.

А могут они очень многое. Одни шьют такую обувь, которую не купить пока нигде, кроме Еревана. Каждая пара - в единственном экземпляре. Из кожи верблюда, змеи, слона... Настоящие произведения искусства. И продаются всего за 120 - 150 долларов. В Москве они бы стоили как минимум 500. Другие возрождают древнейшие традиции армянского виноделия. В советское время сухие и полусладкие вина дозволялось изготавливать только Грузии и Молдавии, Армении же разрешалось лишь производство крепленых, сладких. Но ведь еще в 1837 году, когда император Николай Павлович посетил Эчмиадзинский монастырь, ему очень понравилось местное натуральное вино, поданное на царский стол. И, расспросив подробно о состоянии виноделия у армян, он выразил желание, чтобы армянские вина нашли распространение в России и ее столице, разрешил беспошлинную продажу самими производителями. Древнейшее искусство армянского виноделия чудесным образом возродилось. И уже сегодня его сухие, полусухие и полусладкие натуральные вина не уступают знаменитым грузинским. И белые, и розовые, и красные... Только сбыт их ограничен все той же транспортной блокадой.

Не теряя стыда и чести

Тем временем многие богатые в Армении мало чем отличаются от таких же в России и других постсоветских государствах. Так же, не желая понимать, что, живя чрезмерно и вызывающе богато среди очень бедных людей, даже наглухо отгородившись от них забором и охраной, они постоянно рискуют своим благополучием. Некоторым из них, к моему удивлению, показался открытием мой рассказ о том, что в западных странах практически каждый обладатель крупного капитала отдает на благотворительность до 15% от своих доходов, хотя у них давно уже нет такой бедности, какая возникла у нас. Разница в доходах между бедными нью-йоркцами и бедными москвичами примерно десятикратная. Почти такая же, как между москвичами и ереванцами. Разумеется, в пользу первых. Но это, очевидно, не смущает некоторых армянских политиков и преуспевших бизнесменов, в особенности же их чад и домочадцев, прокучивающих в ночных клубах Москвы десятки тысяч долларов, не обременяя себя беспокойством о том, что многие их сородичи вынуждены существовать на доллар в день.

И вот на таком удручающем фоне находятся все-таки в Армении состоятельные мудрецы, приобретшие телеканалы и отдающие их целиком национальной культуре.

Добавлю, что и на всех остальных телеканалах Армении вы почти не увидите вакханалии насилия и секса, агрессивной и пошлой рекламы, моделирующей образ жизни и стиль поведения подрастающего поколения.

Однако, что греха таить, и в Армении, как и в других государствах Закавказья, существуют проституция и ублюдки-сутенеры, которые вывозят отчаявшихся девчушек на продажу в другие страны. Слишком много возникло бедных семей, и слишком усердно пропагандируется женское тело как товар. Но вы не встретите их запросто, за любым углом, и не прочтете нигде объявления об их "интимных услугах". Они прячутся, таятся в укромных местах. Сработал какой-то несокрушимый, духовный иммунитет от нравственного разложения нации - очевидно, основанный на том, что армянский народ, переживший за три тысячелетия своей истории 40 войн и 300 нашествий завоевателей, так никогда и не был крепостным. А ведь пришла в голову одному из предыдущих градоначальников "идея" превратить Ереван в бордель вселенского масштаба и таким способом решить проблему бедности. Не вышло. И невозможно такое в стране, где количество детей, посещающих сокровищницу древнейших рукописей - Матендаран и исторические музеи, библио-теки, неизменно превышает число зрителей кинобоевиков и сериалов с эротическим содержанием.

Случаются в Ереване и два-три ограбления в год. Но месяцами пустуют камеры предварительного задержания в районных отделах милиции и нары в тюрьмах. Народ бедствует, но не опускается...

После прихода к власти соратника Кочаряна - Сержа Саргсяна делаются попытки снизить уровень бедности в Армении и уменьшить разрыв между доходами сверхбогатых и обнищавших в постсоветские годы. Однако пока эти усилия не дают существенных результатов.

Ожидание взаимности

Уже более 20 лет во всех бывших советских республиках, кроме части славянских, с различной степенью интенсивности ведется самая настоящая пропаганда нелюбви к России и к русским. Знание их языков дает мне право судить об этом. Политики валят на русских все беды своих народов - вместе с собственными грехами и ошибками. Разбогатевшие граждане охотно им поддакивают, а бедные под их воздействием и из-за собственного неблагополучия винят русских в том, что, как с горечью сказал мне один таджик, "сдали без сопротивления Советскую власть, при которой народу жилось лучше, и оставили нас подданными бессовестных и алчных правителей".

И только в Армении вы не услышите ни одного худого слова о русских и о России. Более того, армянское телевидение напомнит вам давно забытые московскими телеканалами русские песни. А гуляя по улицам Еревана, вы будете читать их названия на русском: "улица Пушкина", "улица Грибоедова"... И увидите прекрасные монументы этим и многим другим российским гениям и творцам. А ведь в самой России уже мало кто, кроме тех же армян, вспоминает даже о трагической дате в их истории и судьбе - 24 апреля 1915 года, начале геноцида армянского народа, когда были вырезаны, сожжены, задушены, сброшены со скал, утоплены, заживо закопаны в землю и расстреляны полтора миллиона человек - от грудных младенцев и до глубоких старцев, беременных женщин и юных девственниц, которых сначала насиловали целыми командами, а потом душили и резали на куски. Тогда в первую очередь обезглавили нацию, умертвив ее лидеров и интеллигенцию, отрепетировав все это заранее на собаках. Именно тогда были произнесены пророческие слова великого Нансена: "Берегите армян, иначе следующими могут стать и евреи!" Это было сказано всего за четверть века до Холокоста, начатого Гитлером, знавшим о безнаказанности турецких предшественников его злодеяний.

Еще меньше людей в России, даже хорошо образованных, гуманных и благородных, знают и помнят сегодня, за что же турки так варварски уничтожили тогда 60% живших в своем отечестве армян. Ответ исторически неопровержимый: армяне столько раз мешали им вести успешные войны с Россией, не пропуская их войска через свои земли, что чаша турецкого терпения переполнилась, и было решено покончить с армянской проблемой раз и навсегда. К великому горю армян, русские не смогли воспрепятствовать этому. Назовите хотя бы еще один народ во всей истории человечества, который стал бы жертвой преданности русскому или любому другому народу. Такого больше нет.

Из-за беспамятства человечества в том же XX веке кровавую бойню повторили фашисты. С евреями. Но русский народ вместе с другими сумел их спасти. И, слава Господу, выжили, уцелели и здравствуют и армянский, и еврейский народы. И благодаря благотворительной деятельности более 20 международных еврейских фондов на всей территории России сегодня нет ни одного материально бедствующего или притесняемого властями еврея. Честь им и хвала! А бедствующих армян хоть отбавляй. И им практически никто не помогает, хотя состоятельных соотечественников и в мире, и в РФ у них немало.

Думается, что решающую роль в этом играет, пожалуй, единственное, но существеннейшее различие между турецким геноцидом армян и гитлеровским - евреев. Различие, загадочным образом почти нигде и никогда не упоминаемое. Даже историками. Придя к власти, Адольф Шикльгрубер, по рождению с согласия своего папы поименованный еврейской фамилией его мачехи, Гитлером, учредил в 1933 году специальный - единственный за всю историю человечества - налог на... бегство из Германии, весьма высокий. И если турки с 1915 по 1918 год вырезали на отнятых у армян землях в первую очередь всех армянских богачей, то через четверть века, начав уничтожать 6 миллионов евреев, гитлеровцы не тронули ни одного их богатея: все толстосумы поспешили уплатить упомянутый налог и благополучно покинули Германию. Кроме одного: известный на весь мир психиатр и сексопатолог Зигмунд Фрейд не пожелал расставаться с крупной суммой, хотя это его отнюдь не разорило бы, однако о нем позаботилась правнучка Наполеона - она внесла в казну требуемую сумму, очевидно, в благодарность за услуги профессора. Но, не зная истории, большинство разбогатевших армян, в отличие от богатых евреев, почти не помогают своим соотечественникам, что как минимум недальновидно. А ведь, кроме всего вышеизложенного, армяне говорят на индоевропейском языке, являются потомками фракийско-фригийских племен, пришедших на Кавказ через Анатолию из Европы и слившихся к 600 году до нашей эры с народом урарту. Это самая древняя христианская нация в мире, принявшая христианство раньше Рима: за 500 лет до Рождества Христова греки и персы начали употреблять слова "армяне" и "Армения". А великий Байрон, изучивший армянский язык и составивший единственную в своем роде англо-армянскую грамматику, писал об армянах: "Трудно найти народ, летописи которого были менее запятнаны преступлениями, чем у армян, которых отличительная черта - добродетель и мирные свойства, а пороки - следствия насилия над ними".

После утраты большей части исконных территорий и геноцида многие армяне были вынуждены покинуть родину и переселяться в Россию, США, Канаду, Францию, Иран, Сирию, Ливан, Аргентину, Бразилию и множество других государств. Основными видами их деятельности были и остаются земледелие и скотоводство, виноградство и виноделие, ремесленничество и промышленное производство, архитектура и строительство, медицина, наука и техника, все виды искусств. И только 3% армян, вопреки давнему и распространенному заблуждению, занимаются коммерцией и торговлей. А поскольку именно торговцы более других соотечественников оказываются на виду, возникает устойчивая иллюзия, что едва ли не все армяне - торговцы и коммерсанты. Но подавляющее большинство армянского народа само издревле не относит таковых к цвету нации, понимая, однако, что если невозможно созидать и создавать, остается чем-то торговать...

Редакция: +7 499 259-82-33

Справки по письмам: +7 499 259-61-05

www.mospravda.ru

Факс: +7 499 259-63-60

Электронная почта: newspaper@mospravda.ru

МП
© 2005—2011 «Московская правда»

Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru
Новая версия сайта